ВидеоАудиоГлавнаяГлавная

Внимание! сайт переехал и теперь доступен по адресу: toramizion.ru

НАШИ КООРДИНАТЫ ПОЖЕРТВОВАНИЯ НАШИ ПАРТНЕРЫ  


 
 
Подписка на новости Тора ми-Цион
 

Генеалогия и 
 установление родства

Сайт "Шалом тебе, Узник!"

Обслуживание компьютеров, сетей, серверов. Оптимизация сайта.

Главная  /  ВЕРА  /  БЕЛО-ГОЛУБОЙ СИМВОЛ ЭРЕЦ ИСРАЭЛЬ

Автор: Рут Гиршович

Не так давно мы с вами обсуждали заповедь о ношении цицит. Давайте еще раз обратимся к первоисточнику: «И Б-г сказал Моше, говоря: Говори сынам Израиля и скажи им, чтобы делали себе цицит на краях одежд своих во всех поколениях своих и вставляли в цицит синюю нить. И будет она у вас в цицит, и увидите ее. И вспомните все заповеди Б-га и исполните их, и не будете следовать за сердцем вашим и за глазами вашими, которые влекут вас к соблазну. Чтобы вы помнили и исполняли все заповеди Мои и были святы Богу вашему» (Бемидбар, 15:38).

Почему же нить должна быть обязательно синей? В трактате Талмуда «Менахот» (41-44) комментируется заповедь о синих нитях: «Синяя нить (птиль тхелет) напоминает о море, а море напоминает о небе, а небо – о [сапфировом] троне Славы Г-сподней».

Талмуд также раскрывает нам секрет красителя, которым мы должны пользоваться для окрашивания нитей в синий цвет. Синяя краска изготовляется из жидкости (буквально: крови (дам)) живого существа, именуемого хилазон. В современном иврите этим словом собирательно называется весь тип моллюсков. История использования некоторых моллюсков для получения красок исчисляется тысячелетиями. В качестве наиболее распространенного по сей день примера можно привести сепию, получаемую из «чернил» обыкновенного кальмара и прочих головоногих. Нас же интересуют моллюски, которые имеют собственные раковины, краску из которых Иерусалимский Талмуд называет словом «тхелет».

История использования красителей, полученных из брюхоногих моллюсков в Эрец Исраэль, крайне интересна. К 1750 году до н. э. относятся первые следы производства тхелет в археологических находках на Крите, а значит, это вещество было наверняка известно в эпоху дарования Торы. Химический анализ красильного куба из Тель-Шикмоны эпохи прихода нашего народа в Эрец Исраэль (около 1200 г. до н.э.) показал молекулярное соответствие красителю, изготовленному из моллюсков murex, именуемых по-русски то пурпурницей, то багрянкой. Следы развитого производства пигмента из моллюсков на средиземноморском побережье Израиля и Ливана относятся к 1200–900 годам до новой эры. В нескольких местах обнаружены целые склады раковин murex, проломленных ради извлечения секрета.

В конце эпохи Второго Храма (100 г. до н.э. – 68 н.э.) императоры Цезарь и Август ограничили использование пурпура правящими классами, а Нерон сделал ношение пурпурных и синих одежд исключительной прерогативой императора. Во время войны против Рима в 132-135 годах Шимон Бар-Кохба чеканил изображение раковины мурекса на своих монетах. В IV веке христианские императоры Константин, Валентиниан и Феодосий возобновили Неронов закон. Под 506 годом Талмуд упоминает о доставке тхелет из Израиля в Вавилон при рабби Ахайе. С приходом арабских завоевателей, к 639 году, производство тхелет, судя по всему, прекратилось. Во всяком случае, в 750 году «Мидраш Танхума» сетует: «Ныне нет у нас тхелет, только белый цвет!» Однако уже в 850 году Раавад записывает со слов рава Натроная Гаона рассказ о том, как тот вплетал синюю нить в свои цицит.

В эпоху Возрождения интерес к проблеме возник вновь, особенно в нееврейской среде. В1566 году впервые идентифицировали плиниеву purpura как моллюска Мurex brandaris. Затем, в 1616 году было высказано предположение, что Мurex trunculus использовался в древних технологиях производства красителей. А в 1681 году Уильям Коул обнаружил, что бесцветное вещество, производимое некоторыми моллюсками, чувствительно к свету, и получил красную жидкость из Рurpura lapillus, водящихся у английского побережья. В 1857 году французский зоолог Анри де Леаз-Дутьер обнаружил три вида «чернильных моллюсков»: Мurex brandaris, Мurex trunculus и Тhais haesmastoma у восточного побережья Средиземного моря. К 1864 году относится находка возле Сидона крупнейшей свалки использованных раковин протяженностью в несколько сот метров и глубиной в три-четыре метра. Причем свалка Murex brandaris и Thais haemastoma, из которых легко получить красно-фиолетовую (пурпурную) краску, расположена отдельно от Murex trunculus, дающего совсем другой, сине-фиолетовый краситель. И этот факт в 1898 году привел ученых к выводу о том, что последний вид моллюсков использовался для производства тхелет, в то время как первые два были сырьем для пурпура, без которого также немыслима ни одна из средиземноморских культур. Но еще десятью годами раньше рабби Гершон-Ханох Лейнер из Радзин возобновил выработку тхелет с использованием секрета моллюсков.

В 1913 году главный раввин Ирландии (впоследствии главный раввин Израиля, отец президента государства Хаима Герцога), рабби Айзик Герцог послал образцы радзинской тхелет на химическую экспертизу, благодаря которой выяснилось, что это неорганический краситель, широко известный под названием «прусский синий». Не веря, что рабби Гершон-Ханох намеренно ввел его в заблуждение, он решил разобраться в секретах радзинской технологии. Истина вскоре открылась. Радзинский мастер написал в письме рабби Герцогу: «Кровь моллюска… смешиваем с железными стружками и белоснежным химикалием, именуемым «поташ». Выдержанная на большом и сильном огне около четырех-пяти часов, в то время как пламя полыхает внутри и снаружи, подобно пламени Геенны, смесь сплавляется…» При таком процессе, естественно, практически любая органическая субстанция превратилась бы в синий пигмент. Моллюск, проливший свою «кровь» за святое дело, оказался напрасной жертвой. Во время Второй мировой войны радзинские фабрики были уничтожены и технология утрачена, и когда уцелевшие радзинские евреи прибыли в Израиль, они обратились к рабби Герцогу с просьбой предоставить в их распоряжение его переписку с их красильщиками. Благодаря этим письмам они восстановили изготовление тхелет в Израиле. В 1919 году Пауль Фридландер установил, что краситель, получаемый из мурекса, по своей химической структуре не что иное, как дибромид индиго. И, наконец, в 1983 году профессор Отто Эльснер из израильского Шенкер-колледжа и Эхуд Спаниер из Хайфского университета выработали технологию получения из моллюсков Murex trunculus чистого синего пигмента – индиго.

Какова же технология окрашивания согласно еврейскому закону? Бесцветная прозрачная жидкость, находящаяся в поджаберной железе моллюска вместе с ферментом purpurase, при попадании на солнечный свет превращается в чернила. Рurpurase очень быстро распадается, поэтому реакция должна произойти в самое кратчайшее время после извлечения жидкости из моллюска, в полном соответствии с талмудическим правилом. Молекулы, помещенные в специальный раствор, наносятся на шерсть. Если на этой стадии сине-фиолетовый дибромо-индиго поместить под действие ультрафиолетовых лучей, то он превратится в чистый синий индиго.

В последние два десятилетия был опубликован целый ряд научных статей и произведены интересные исследования, сравнивающие современные красители с теми, что обнаружены в археологических раскопках. В 1985 году иерусалимский раввин Элиягу Тавгер начал разработку галахической технологии и основал добровольную организацию «Птиль тхелет», поставившую своей целью внедрение тхелет в повседневную религиозную практику.

Вспомните слова из молитвы Рамбана: «Сжалься над нами и отстрой город Свой вскорости, в наши дни, и приведи нас к миру, в нашу Святую Землю, и дай нам удостоиться возвращения и откровения хилазона, дабы сподобились мы исполнения заповеди тхелет в кистях видения!» Из этих слов мы можем заключить, насколько важно соблюдать установленную Всевышним технологию окрашивания нитей! Однако до сих пор мы не можем с уверенностью сказать, какой именно моллюск назывался в Талмуде хилазоном. Ведь невозможно понимать однозначно не только саму Тору, но и Талмуд. Талмуд подчеркивает, что для заповеди синей нити ни в коем случае не подходит краска, приготовленная из растения кала-илан. Некоторые ученые возражают, приводя в качестве довода тот факт, что растительное индиго, в несопоставимо больших количествах изготовлявшееся и изготовляемое поныне из этого растения, химически ничем не отличается от того, что делают из мурекса. Однако зачем тогда требовалось Мудрецам рассуждать об этой технологии специально? Мало ли синих красок? Но нет, они настаивают на редком и дорогом хилазоне в противовес дешевому и массовому кала-илану именно по причине его редкости и дороговизны, и говорят об этом именно потому, что химически полученные из них пигменты ничем не отличаются один от другого.

Изучая детально технологию исполнения заповедей, мы вновь и вновь убеждаемся в необходимости уделять пристальное внимание малейшим деталям! И даже тот факт, что заповедь цицит следует за историей о разведчиках, чья информация об Эрец Исраэль была столь превратно истолкована, весьма поучителен! Еврейский народ должен не сомневаться в постоянном присутствии Всевышнего, а безоговорочно доверяться Ему, каждое мгновение подчеркивая это своим усердием в исполнении данных Им на все времена Законов, не пытаясь найти научное опровержение их правдоподобности!


Центр Еврейского Религиозного Образования «Тора ми-Цион».
Б. Спасоглинищевский пер, 10. Тел/факс (495) 980-24-94 .

.

Дизайн и разработка - Евельсония

AMCMS
Работает на: Amiro CMS