У каждого человека есть свой, индивидуальный путь к Богу и молитве. Иудаизм предполагает достаточно сильное разнообразие этих подходов, и в частности, Традиция передает нам, что в Храме было 12 ворот, по одному на каждое колено – для того чтобы дать каждому еврею возможность прийти к Богу через свой особый, специфический путь. Еврейская медитация – путь, подходящий, конечно, далеко не всем, но важный для того, кто склонен к нему. Нижеследующая статья представляет собой перевод отрывка (главы 11 и 12) из книги рава Арье Каплана «Jewish Meditation», подробно обсуждающей эту тему.
* * *
... Один из моих учеников, по профессии врач-психиатр, рассказал мне, что раньше он старался поскорее закончить чтение утренних молитв. Потом – после того, как на одном из наших занятий мы говорили о том, что молитвы изначально предназначались служить медитативными упражнениями, – он перестал стремиться прочесть молитву быстро, и сама молитва стала для него ежедневной медитацией.
В прежние века (вплоть до нового времени) широкие слои евреев были, по-видимому, знакомы с традиционной еврейской медитативной техникой. Однако сегодня для многих евреев понятие «еврейская медитация» непривычно. Даже само слово «медитация» звучит чужеродно, как будто принесенное из другого мира. С другой стороны, самый привычный для евреев способ обращения к Богу – это регулярные молитвы, главной из которых является «Амида», составляющая основу утренней, послеполуденной и вечерней служб.
Ниже мы попробуем обсудить медитативный подход к еврейской молитве именно на материале «Амиды».
* * *
Наиболее важная часть «Амиды», особенно если рассматривать ее как медитацию – это первое благословение. В этом благословении определяется отношение человека к Богу. Это благословение всегда начинает «Амиду» – как в будни, так и в Субботу.
Чтобы читать это благословение медитативным образом, его надо выучить наизусть. Следует выучить текст в оригинале, на иврите, так как сам язык несет в себе громадную духовную силу. Вообще говоря, если человек не знает иврит, то ему позволяется читать молитву на другом языке; но, чтобы медитировать на тексте «Амиды», человек должен уметь прочитать ее в оригинале и знать смысл слов.
«Амида» – одна из самых древних существующих сегодня в мире молитв. Она была составлена в Иерусалиме две с половиной тысячи лет назад, в первые годы Второго Храма. Среди ее авторов – пророки Хаггай, Захария и Малахи, книги которых входят в Библию. Таким образом, в составлении «Амиды» воплотилась та же духовная энергия, которая вдохновляла написание Библии.
Сила «Амиды» заключена в осознании молящимся ее слов. Молитва была тщательно составлена людьми высочайшего духовного уровня так, чтобы устанавливать наиболее близкие отношения с Богом. Как мы увидим в нижеследующем обсуждении, читая первое благословение «Амиды» человек приближает себя к Всевышнему все ближе и ближе, пока не начнет ощущать Божественное присутствие вокруг себя, проникающее и заполняющее все его существо.
Так как «Амида» предназначалась служить медитативной молитвой, нужно было повторять ее как можно чаще. Поэтому и было установлено читать одну и ту же молитву по три раза каждый день.
Один из механизмов медитации – это особый резонанс, который возникает в мозгу у человека, повторяющего слова священного текста многократно, раз за разом. В этом резонансе само произнесение слов становится как бы автоматическим, не требующим специальных усилий или сосредоточения. И когда мозг не занят усилием по произнесению слов, у него появляется возможность заполниться их смыслом. Иными словами, медитативный механизм здесь подобен известному механизму действия «мантры».
Именно таков путь влияния молитвы, повторяемой ежедневно. В конце концов, человек не только выучивает слова, но и привыкает произносить их. После нескольких лет ежедневного трехкратного повторения «Амиды» становится возможным читать ее без сосредоточения на произнесении слов, как бы автоматически. В этом, конечно, есть довольно серьезная опасность – но есть и большое преимущество. Опасность состоит в том, что мозг может уйти в сторону от слов молитвы, и тогда молитва становится бессмысленной. Так, многим религиозным людям известно, как трудно бывает зачастую удержать внимание на смысле произносимого. И если «Амиду» считать просто молитвой-просьбой, этот «автоматизм» становится проблемой. Однако если мы будем читать «Амиду» как медитационную молитву, то автоматизм произнесения превращается во благо. Сами привычные слова, успокаивая ум и очищая его от посторонних мыслей, открывают путь для медитации.
Конечно, это не значит, что не следует думать о смысле слов «Амиды». Но способ размышления становится совершенно иным. Вместо размышления о них в рассудочно-интеллектуальном стиле, надо позволить сущности слов заполнить не мозг, но душу человека. Это значит, что, произнося в первом благословении слово «Великий» (Гадоль), человек наполняется ощущением Божественного величия, а произнося слово «Могущественный» (Гибор) – воспринимает отблеск Его бесконечных сил. Духовный опыт, получаемый в медитациях, трудно описать словами.
Для регулярно молящегося еврея переход к чтению «Амиды» как медитации означает смену самоориентации. Однако, поскольку он хорошо знает слова «Амиды», он при желании может легко сделать этот переход. Ему требуется лишь освоить методы медитации. Человек, возможно, читал «Амиду» многие годы, может быть даже с детства, и единственная необходимая вещь – это научиться произносить эти слова медитационно эффективно.
Если же человек не знаком с «Амидой», то ему придется пройти через некоторый подготовительный период, в течение которого он выучит ее слова и привыкнет к ним. Минимум это занимает 30 дней. Для новичка может оказаться сложным выучить всю «Амиду» за этот срок, но первое благословение содержит всего 42 слова, и его выучить несложно. Можно погружаться в медитацию только при чтении текста первого благословения, а оставшуюся часть «Амиды» читать как обычную молитву-просьбу.
Если есть возможность, выучите первое благословение на иврите. Если вы можете прочесть слова этого благословения на иврите, но не понимаете их смысла, выучите по крайней мере перевод этих сорока двух слов. (Для тех, кто не может читать на иврите, мы приводим ниже транслитерацию первого благословения.) Духовный потенциал, к которому можно подключиться, используя предлагаемый метод, столь велик, что просто ради возможности произносить «Амиду» на ее языке стоило бы изучить иврит.
Во время подготовительного периода выучите первое благословение «Амиды» на память. Это важно, так как для медитационного чтения молитву нужно произносить с закрытыми глазами.
Выучите первое благословение и читайте его по памяти во всех трех ежедневных Богослужениях, по крайней мере, 30 дней. После этого подготовительного периода вы освоитесь с текстом в степени, достаточной для его медитативного произношения.
«Амиду» читают стоя, обратившись лицом в сторону Иерусалима. Там, на месте расположения Храма, находится источник духовной энергии, и обращаясь лицом к нему, мы получаем возможность присоединиться к этой энергии Святая Святых. Традиция сообщает, что именно это место Яаков назвал «лестницей в небо» (Бытие 28:17), и эта лестница и есть первичный источник духовной энергии.
В начале и в конце первого (а также и предпоследнего) благословения «Амиды» наклоняются вперед. При этом, произнося слово «Благословен» (Барух), сгибают ноги в коленях; на следующем слове, «Ты» (Ата), наклоняются вперед в поясе, после чего выпрямляются при произнесении Имени Всевышнего (Адонай). Описанный способ поклона – это тоже средство прийти в медитативное состояние. Талмуд говорит, что склоняться следует очень быстро, а подниматься очень медленно, «подобно змее». Комментаторы объясняют, что это сравнение означает, что следует вначале приподнимать голову, а затем остальную часть тела. Выпрямляясь таким способом, человек замедляет ритмы своего организма и приводит ум в более спокойный режим работы, делая его более восприимчивым к медитации.
За исключением этих поклонов, предпочтительно оставаться абсолютно неподвижным всю «Амиду». Некоторые имеют обычай раскачиваться во время чтения молитвы, но в кодексах еврейских законов это упоминается скорее как нервозная привычка, нежели как средство, способствующее концентрации. Как кодификаторы Закона, так и каббалисты утверждают, что желательно избегать лишних движений при чтении «Амиды».
Если вам трудно оставаться совершенно неподвижным, вы можете слегка покачиваться, но излишнее раскачивание или повороты из стороны в сторону препятствуют медитативному сосредоточению.
Чтобы привести себя в медитативное состояние, важно также закрыть глаза, в особенности при чтении первого благословения. Если вы не помните остальной текст «Амиды», можно прочитать его по молитвеннику.
Слова «Амиды» надо произносить тихо; голос следует направлять более в себя, чем наружу.
Если человек хочет, чтобы его «Амида» стала именно медитацией, то он должен выполнить еще одно условие, касающееся темпа произнесения слов. В Талмуде говорится, что «Хасидим Ришоним» (буквально «благочестивые люди прежней эпохи», то есть эпохи Второго Храма) обычно читали «Амиду» в течение часа. Из контекста понятно, и этому есть подтверждения в каббалистических источниках, что «Амида» у «Хасидим Ришоним» была медитацией. Это дает ключ к определению идеального темпа чтения «Амиды». Простой подсчет показывает, что в «Амиде» примерно 500 слов. «Хасидим Ришоним» прочитывали ее за час, то есть за 3600 секунд. Отсюда мы получаем, что они читали эту молитву со скоростью примерно одно слово за семь секунд. В данной статье мы оставляем в стороне вопрос о том, что есть особая важность и святость молитвы в «миньяне» (то есть в молитвенной общине, состоящей не менее чем из десяти молящихся), и довольно трудно (хотя, в принципе, конечно, возможно) собрать миньян, в котором все будут молиться со скоростью медитации.
Прочитать всю «Амиду» в этом темпе – это упражнение по медитации для продвинутых, упражнение очень высокого уровня. Однако в первом, наиболее важном благословении, выдержать этот темп не очень сложно. Поскольку это благословение содержит 42 слова, прочитать его со скоростью одно слово за каждые семь секунд занимает чуть меньше пяти минут. Однако этого не достаточно, чтобы погрузить человека в глубокое медитативное состояние.
Есть два способа выдерживать темп чтения слов. Вы можете растягивать произнесение каждого слова насколько возможно долго и затем делать краткую паузу, чтобы погрузиться в смысл слова; либо же вы можете произносить каждое слово как обычно и потом ждать около семи секунд, прежде чем произнести следующее слово. Каждый из этих способов по-своему эффективен, и вы можете использовать любой из них по своему усмотрению.
Во время произнесения каждого слова и во время паузы вы не должны думать ни о чем, кроме простого смысла этого слова (ниже мы обсудим этот смысл). Позвольте словам самим проникать в вашу душу. Откройте себя, чтобы ощущать и созерцать смысл слов. Во время паузы между словами мозг успокаивается, ожидая следующее слово, и очищается от всех посторонних мыслей.
Если вы прочтете первое благословение таким образом, это даст вам потенциал, позволяющий прочесть оставшуюся часть «Амиды» с большой эффективностью и с ощущением близости к Всевышнему, не нарушаемой посторонними мыслями.
В иудаизме есть некоторые медитативные школы, которые считают, что при чтении «Амиды» желательно представлять себе особые зрительные образы. А именно, в некоторых источниках рекомендуется во время чтения первой части «Амиды» пытаться представлять себе чистый белый лист. Другие предлагают представлять себе буквы Тетраграмматона – Четырехбуквенного Имени Бога. По мнению третьих, произнося первое благословение «Амиды», желательно пытаться представлять себе Ничто. Для владеющего этими техниками их применение может существенно усилить эффективность медитации. Еще одна из возможностей состоит в удержании внимания на спонтанных образах, возникающих перед мысленным взором.
Однако в конце концов может оказаться, что просто чтение слов «Амиды», безо всяких зрительных образов, является самым действенным методом. Когда слова заполняют ум, он становится невосприимчив ко всякой другой мысли или образу. Слова устремляют человека к Всевышнему, и душа человека целиком заполняется Божественностью. «Амида» может дать человеку одно из самых глубоких духовных переживаний, для того она и была составлена.
Ниже мы рассмотрим, слово за словом, первое благословение "Амиды". Как уже было сказано, из всего Богослужения наиболее важно медитативно читать именно это благословение. Кроме того, оно определяет отношение «Я – Ты» между молящимся человеком и Богом.
Вот текст, транслитерация и буквальный перевод первого благословения «Амиды»:
Благословен Ты, Господь, |
Бару'х Ата', Адона'й, |
Бог наш |
Элохе'йну |
и Бог отцов наших, |
в-Элохе'й авоте'йну, |
Бог Авраама, |
Элохе'й Авраха'м, |
Бог Ицхака |
Элохе'й Йицха'к |
и Бог Яакова, |
в-Элохе'й Яако'в, |
Бог Великий, |
ха-Эбль ха-Гадо'ль, |
Могущественный |
ха-Гибо'р |
и Грозный, |
ве-ха-Нора', |
Всевышний Бог, |
Эль Эльйо'н, |
воздающий милости добрые |
гоме'ль хасади'м тови'м, |
и властвующий [над] всем, |
ве-коне' ха-ко'ль, |
и помнящий милость (= добрые дела) Праотцов, |
ве-зохе'р хасде'й Аво'т |
и посылающий избавителя |
у-меви' гоэ'ль |
сыновьям их сыновей, |
ли-вне'й внейхе'м |
ради Имени Своего |
лема'ан Шемо' |
с любовью. |
бе-ахава'. |
[Ты -] Царь, Помощник, |
Ме'лех Озе'р, |
и Спаситель, |
у-Моши'а, |
и Защитник. |
у-Маге'н. |
Благословен Ты, Господь, |
Бару'х Ата', Адона'й, |
Защитник Авраама (буквально: Щит Авраама) |
Маге'н Авраха'м. |
В конце первого благословения «Амида» приводит четыре «определения», назначение которых – приблизить Всевышнего к молящемуся. Эти четыре слова: "[Ты] – Царь, Помогающий, и Спасающий, и Защищающий». Тогда как в начале первого благословения мы фокусируемся на отношении Всевышнего к еврейскому народу в целом, в этих словах мы выражаем нашу чисто личную связь с Ним.
Эти четыре слова – ключ ко всей «Амиде». Если человек при произнесении этих слов правильно осмыслит их, то это позволит ему удержаться в нужном духовном настрое на протяжении всей оставшейся части Богослужения. И даже если человек прочел все первое благословение без достаточной интенции, но эти четыре слова он осознает достаточно глубоко, то они приведут молящегося в состояние столь сильной близости к Всевышнему, что оставшуюся часть «Амиды» он сможет прочесть совершенным образом. И поэтому если молящийся, желающий читать «Амиду» как медитацию, не может произносить все первое благословение со скоростью одно слово за семь секунд, как рекомендовалось выше, то пусть он прочтет по крайней мере эти четыре слова таким способом.
Слово «благословен» («Барух») встречается дважды в первой части «Амиды». С этого слова «Амида» начинается, и в конце первого благословения оно повторяется: «Благословен Ты, Господь, Щит Авраама». Очень важно отметить, что мы должны склониться в обоих этих местах.
Слово «благословен» обозначает Божественное присутствие и Его благодающую энергию, пронизывающую весь мир (т. е. имманентное воздействие Всевышнего на мир). Произнося «Благословен», мы склоняемся, чтобы выразить наше осознание этого Божественного присутствия. Мы ощущаем, что Он прямо перед нами, и мы склоняемся перед Его проявлением.
За время чтения первого благословения наше осознание Божественного присутствия существенно развилось. В начале благословения мы осознавали Божественное присутствие только в абстрактном смысле. В конце наше осознание Божественного присутствия таково, что оно как бы «доступно осязанию», и его «можно потрогать», как щит. Чтобы выразить наш новый уровень осознания Божественного присутствия, мы склоняемся во второй раз.
Есть еще два места в «Амиде», при чтении которых положено поклониться. Эти места – в начале и в конце предпоследнего благословения «Модим» – «Благословения благодарности». Чтобы понять причину, по которой мы кланяемся при чтении этого благословения, мы должны понять структуру «Амиды» как целого. Согласно учению наших Мудрецов, молитва содержит последовательно три основных элемента: прославление, просьбу и благодарность. Первые три благословения составляют прославление, в них мы последовательно поднимаемся на нужный уровень осознания Всевышнего. Первое благословение «Амиды», как мы видели, играет в этом процессе ключевую роль.
Вторая часть «Амиды» – это четырнадцать благословений, в которых мы просим у Всевышнего конкретные вещи. Важно заметить, что в иврите число четырнадцать записывается как «йуд-далет», что также можно прочесть как «йад», что на иврите означает «рука». Как и следовало предполагать, мы просим, чтобы Рука Всевышнего откликнулась на наши пожелания.
В сущности, все, что мы делаем в просительной части «Амиды», – это использование духовной энергии, образовавшейся во время чтения первых трех благословений, для того чтобы воплотить в реальность наши желания; желания как личные, так и всего народа. Сначала мы просим о своих личных нуждах, моля Всевышнего о мудрости, о прощении, об излечении и о благословении. Затем мы просим за народ Израиля, как за целое. Последние из просительных благословений «Амиды» посвящены будущему освобождению.
В соответствии с этой схемой «Амида» должна оканчиваться благодарениями. Произнося благодарность Всевышнему, мы показываем наше осознание той близости и той духовной энергии, которые Он позволил нам испытать, и которые, таким образом, стали включенными в наше бытие. Поэтому, на первый взгляд, «Амида» должна кончаться на «Модим» – «Благословении благодарности». Однако на самом деле оно является предпоследним.
Причина этого заключается в том, что «Амиду» нужно завершить просьбой и благословением мира. Лишь получив духовную энергию, человек может достичь состояния внутреннего мира. Эта внутренняя гармония может иметь выход наружу и усовершенствовать мир, – как отдельного народа, так и всего человечества. Самого совершенного мира и гармонии, как в мистическом, так и в обыденном смысле, достигает человек, наполненный благодарностью к Творцу. Когда мы благодарим Всевышнего, к нам также притекает образовавшаяся в молитве энергия. Человек кланяется в знак благодарности и в подтверждение того, что в его существо влились Божественные силы. Именно для этого предназначено Благословение благодарности, и поэтому мы кланяемся один раз в начале этого благословения и один раз в конце его.
В поклонах «Амиды» есть еще и другой важный смысл. В Талмуде сказано, что восемнадцать исходных благословений «Амиды» соответствуют восемнадцати позвонкам спины и шеи; девятнадцатое же, добавленное позже благословение, соответствует копчику, маленькой косточке в основании позвоночника. Иными словами, позвоночник – это канал, через который распространяется энергия, полученная в результате медитации «Амиды». И здесь важно отметить, что во всех культурах, практикующих медитацию, позвоночник признан как важный канал, проводящий энергию. Однако при этом есть весьма существенная разница между подходом иудаизма и, например, подходом восточных медитационно-религиозных учений к этому вопросу. Во время медитации «Амиды» человек должен склониться; в то время как в восточных медитациях, связанных с распространением энергии по позвоночнику (так называемых кундалини-медитациях), он остается абсолютно прямым. Эта разница очень существенна, и она отражает принципиальную разницу подхода. Ибо, если в восточных «кундалини-медитациях» стремятся поднять энергию от основания позвоночника к голове, то в «Амиде» человек, наоборот, распространяет энергию от мозга во все тело.
В Талмуде говорится, что если кто-то не поклонится в благословении благодарности, то его позвоночник «превратится в змею». В другом месте разъясняется, что соответствие между числом благословений и числом позвонков указано нам для того, чтобы научить нас, что человек должен согнуться в поклоне настолько, чтобы каждый позвонок был отделен от соседнего. Еще Талмуд учит, что наклоняться следует прямо «как стерженек», а выпрямляться «как змея» – сначала поднимая голову, а затем туловище.
Энергия «кундалини» в восточных учениях обычно связывается с символом змеи. Однако в еврейской традиции Змей считается врагом человечества: «Змей-соблазнитель», который пытался использовать сексуальную энергию для того, чтобы удалить людей от Всевышнего. Поэтому Талмуд утверждает, что, если человек не поклонится в «Амиде», то его позвоночник «превратится в змея», то есть будет выполнять функцию «змея-искусителя». И наоборот, как мы отмечали выше, в восточных учениях для «кундалини-медитации» требуются позы, в которых позвоночник вертикален и абсолютно прям. Если человек молится таким способом, без поклонов, то в его позвоночнике возбуждается в терминах восточных религий, энергия, символ которой – змея.
Поклонами можно побороть эту «опасность энергии змеи». Принцип «кундалини» – напитать все существо человека энергией, извлеченной из его сексуальных сфер. В противоположность этому поклоны помогают распространить духовную энергию от головы вниз по всему телу. В соответствии с этим, кланяясь, мы опускаем голову по направлению к телу. Только после того, как мы поклонились и возбудили в своем теле вибрации духовной энергии, исходящей из головы, мы можем разгибаться и поднимать энергию из позвоночника в голову, «выпрямляясь подобно змею».
Таким образом, медитативное чтение «Амиды» может помочь человеку перенести духовную энергию, источником которой является голова, через позвоночник во все тело. Это еще одна причина того, что молитва произносится со ступнями, поставленными вместе. Как уже говорилось, именно в такой позе открываются миру ангелы. Во время чтения «Амиды» человек стремится достичь состояния, подобного состоянию ангела, в котором духовное доминирует над материальным.
Печатается с сокращениями. Полный текст статьи – см. на главной странице нашего сайта раздел «Сидур онлайн»: http://machanaim-2.org/sidur/index_s.htm Иллюстрация: Фотография Михаила Соснина "Молитва"
|