«Слушай Израиль: Господь - Бог наш, Господь один!
(Благословенно Имя славы Царства Его во веки веков).
И возлюби Господа, Б-га твоего, всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всем имуществом твоим...»
(Дварим, 6:4-5)
«Слушай Израиль: Господь - Бог наш, Господь один!»
Израиль – это наш праотец Яаков. И когда я произношу: «Слушай Израиль», то я в сущности обращаюсь к нему:
- Ты слышишь меня, отец моих отцов, мой предок Израиль? Я твой потомок.
Каждый еврей, который произносит «Шма Исраэль» (Слушай Израиль), в сущности говорит праотцу нашему Яакову:
- Отец наш, я еврей такой-то, нахожусь в таком-то и в таком-то месте, меня зовут так-то и так-то, я – твое дитя, твой сын, твое продолжение. Я – твой посланник в мире.
Израиль – это также народ Израиля, и «Шма Исраэль» - это пароль еврейского народа. Когда я произношу «Шма Исраэль», я провозглашаю, что я принадлежу к народу Израиля. И будучи частицей еврейского народа, я возношу Всевышнего над всем миром, поскольку в этом – предназначение еврейского народа: Господь - Бог наш, Господь один!
«Шма Исраэль» - это важнейшее сообщение, которое мы провозглашаем. Мы сообщаем, что мы знаем и понимаем, что все, что с нами ежедневно происходит здесь: мы идем в магазин, к врачу, работаем, чтобы прокормить семью - все, что нам кажется, будто делаем мы – все это Творец. Во всем этом «нет никого, кроме Него».
«И возлюби Господа, Б-га твоего, всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всеми силами твоими...»
«Всем сердцем твоим» - то есть не только добром, находящимся в твоем сердце, но также и злом, которое все еще находится в нас. Преобрази стремление к удовольствиям этого мира, которые, в сущности своей, горьки, в истиную сладость служения Творцу.
«Всей душой твоей» - даже если приходят забрать твою душу, ты готов умереть ради освящения Творца. Это – еврей. Вся его жизнь – это готовность к самопожертвованию ради своего еврейства.
«И всем имуществом твоим» - даже если скажут тебе , что ты потеряешь все твои деньги, ты не откажешься от своего еврейства, ты согласишься потерять все свое имущество, но не изменить вере, не дай Б-г. Даже если в Субботу загорится твой дом, не дай Б-г, ты не станешь тушить огонь. Тушение огня – это нарушение Субботы. Субботу нарушают ради спасения жизни, но не ради спасения имущества.
«И возлюби» - это нечто поразительное и огромное. Это что-то в самой глубине души, в глубине глубин.
Но невозможно сказать, что «И возлюби» - это слишком высокая ступень, что сначала нужно достичь трепета перед Творцом, выполнять «Шульхан арух», решить вопросы: это кошерно или некошерно, в какой садик отдать ребенка, поступить так или иначе...
«И возлюби» - это путь служения Творцу, обязательный для каждого еврея. Это то, что находится над всем остальным, над всеми нашими повседневными проблемами. Это то, что внутри нас, внутри нашей души. Это – сущность нашего служения Творцу.
«И возлюби». Я постоянно помню об этом. И когда я делаю вещи, недостойные этого. Я тогда скажу Творцу во время личной молитвы или я добавлю несколько слов после «Шма Исраэль»: - Творец, Ты видишь, как я далек от «возлюби». Я настолько привязан к материальности!.. Помоги мне, пожалуйста. Помоги мне приблизиться к Тебе, чтобы я мог любить Тебя всем своим сердцем, согласно Твоему повелению (ведь «И возлюби» - это приказ Творца). Ведь Ты так любишь нас всех, а мне так тяжело, но Ты, конечно поможешь мне. И по крайней мере знай, что я прошу об этом, хочу этого...
После того, как произносят «Слушай Израиль», перед произнесением «И возлюби» - в промежутке между ними говорят: «Благословенно Имя славы Царства Его во веки веков».Что это означает? Наш праотец Яаков сказал своим сыновьям, что недостаточно одной лишь веры в Творца. Он хочет, чтобы они распространили величие Творца во всем мире. Ему недостаточно, что одни лишь его сыновья любят Творца и произносят «Шма Исраэль». Он хочет, чтобы величие и слава Творца вознеслись повсюду, чтобы все уста признали их, подобно Йосефу, с уст которого не сходило имя Творца (Раши). И в этом постоянная работа евреев – раскрывать всему миру величие Творца: «Благословенно Имя славы Царства Его во веки веков».
По книге «Бэ ор пней Мелех хаим»
Рав Менахем Азулай
http://www.breslev.co.il/articles/быть_евреем/практика_иудаизма/слушай_израиль.aspx?id=13653&language=russian
|