ВидеоАудиоГлавнаяГлавная

Внимание! сайт переехал и теперь доступен по адресу: toramizion.ru

НАШИ КООРДИНАТЫ ПОЖЕРТВОВАНИЯ НАШИ ПАРТНЕРЫ  


 
 
Подписка на новости Тора ми-Цион
 

Генеалогия и 
 установление родства

Сайт "Шалом тебе, Узник!"

Обслуживание компьютеров, сетей, серверов. Оптимизация сайта.

Главная  /  VIP-интервью

02.12.08 ЕСЛИ ПТИЦА НЕ МАШЕТ КРЫЛЬЯМИ, ОНА ПАДАЕТ

Интервью с руководителем Центра еврейского религиозного образования «Тора ми-Цион» раввином Давидом Юшуваевым

Марина Нехлин

Рош а-Шана и следующая за ним череда осенних праздников, начало учебного года во всех группах коллеля и на многочисленных курсах, 40-летний юбилей и возвращение всей семьей с двухмесячных каникул в Израиле с новыми ощущениями – разве мало информационных поводов для интервью? Рав Давид редко общается с журналистами и я почти ничего не слышала об истории его жизни. Мне хотелось узнать из первых уст, что думает раввин о наших реалиях, какие параллели проведет между российским и израильским еврейством, чему посвятил свою жизнь в Москве и еще о чем-то, что не просто сформулировать, но про что мастер Двар Торы сумеет рассказать и без дополнительных вопросов.

 

– Рав Давид, расскажите, пожалуйста, о вашей семье и учебе. Вы очень хорошо знаете русский язык – вы родились в СССР или выучили язык в Израиле?

– Я родился в Ташкенте и в 11 лет родители меня увезли в Израиль, за что я им очень благодарен. Мама по специальности педагог, папа – стоматолог, сестра пошла по маминым стопам и тоже преподает, брат занимается компьютерными технологиями. Все они живут в Израиле. Что касается меня, то советское воспитание, царившая дисциплина в ташкентской школе, как ни странно, подтолкнули меня к учебе в религиозной школе. Мы поселились в Бат-Яме и жили в среде абсолютно нерелигиозных евреев, в среде олимов и ульпанов, хотя наша семья была более традиционна. Я пошел учиться в обычную школу и когда увидел отношение учителей к ученикам и учеников к учителям, для меня это было дико. Учительница совершенно спокойно могла с чашкой кофе зайти в класс, сесть на стол, при этом все кричали и друг друга не слышали. Я сказал родителям: в этой школе я учиться не буду. Так я попал в ешиву в городе Бат-Яме, где получил аттестат зрелости. Это называется ешиват тихонит, где кроме религиозных предметов даются общеобразовательные на очень высоком уровне. Затем я пошел в ешиват хесдер – высшую ешиву, которая совмещается с армией. Целый день там учатся, но есть определенное время, когда на несколько месяцев мы идем в армию. Окончив коллель в этой ешиве в 23 года, сдал экзамены в главный раввинат Израиля на смиху – диплом раввина. Вот вкратце и вся моя история.

– Я слышала, что в знакомстве с вашей женой Аелет не последнюю роль сыграла Москва.

– Да, это так. Поскольку я более-менее знал русский язык и учился в ешиве, мне предложили поехать в Москву на месяц-полтора в ешиву раввина Адина Штейнзальца на Кунцевской. Я согласился, мне было интересно. В это же время моя будущая жена приехала учиться в Москву в женское училище. Нас познакомили и затем мы продолжили знакомство в Израиле и поженились. Она родилась в Израиле, ее папа и дедушка тоже родились в Израиле, но чтобы двум израильтянам познакомиться, нужно было приехать в Москву. После женитьбы нас опять пригласили в Кунцевскую ешиву, которую я возглавил, а через год мы вернулись в Израиль.

– Как же получилось, что вы возвратились в Москву?

– Прошло пять лет. У меня не было мысли приезжать, поскольку я уже несколько раз был посланником в Москве и можно было сказать, что как будто выполнил свою миссию. Но генеральный директор «Торы ми-Цион» Зеев Шварц задумал открыть такой коллель в Москве и искал человека, который мог бы его возглавить. Я несколько раз отказывал, он обращался к другим раввинам, затем опять ко мне, но неизменно получал отказы. И однажды со мной произошла интересная история. Я гулял по Цфату и вдруг вижу религиозного человека, который читает лекцию перед русскоязычными репатриантами. Он читал очень красиво и увлекательно и я с удовольствием остановился его послушать. В конце лекции мне захотелось познакомиться и я спросил: откуда вы родом? Тут он посмотрел на меня: вы рав Давид и вы были в Кунцевской ешиве? Я был шокирован, ведь раньше мы не были знакомы. Да, – ответил я. Он меня обнимает и говорит: благодаря вам я сейчас религиозный человек. Он рассказал, что когда приехал его племянник из Украины, он не знал, что с ним делать. Друзья ему посоветовали: можно племянника отвести в ешиву, там ему дадут место для ночевки и накормят. Это была пятница накануне Шаббата. «Когда я привел его, вы в это время вели урок. Я послушал, о чем вы рассказываете, и это поменяло мою жизнь». Может быть, это нескромно рассказывать, но рассказ этого человека явился для меня знаком Вс-вышнего, что я должен ехать. Что есть какая-то польза от того, что мы здесь делаем. Опять-таки я приехал на год, но прошел год за годом, и вот мы уже 11-й год работаем в Москве.

– Организация Тора ми-Цион в Москве – это несколько больше, чем обычный коллель, это разрослось в некую общину, стержнем которой является изучение Торы на разных уровнях и для разных возрастов. Девушки и юноши, женщины и мужчины – у всех есть свои интересы и свои приоритеты. В то же время вы приглашаете преподавателей из Израиля. Скажите, пожалуйста, вы планируете здесь построить общину или вы все-таки хотите, чтобы люди уехали в Израиль?

– Мы делаем все для того, чтобы евреи оставались евреями, пока они находятся в Москве. Те, которые с Б-жьей помощью решились на алию – и слава Б-гу, у нас есть много семей, которые хотят уехать и уехали, и мы поддерживаем с ними связь и за них очень рады. Каждый еврей должен стремиться к этому, потому что наше естественное комфортное место – это Израиль, хотя понятно, что сейчас мы разбросаны по всему миру. Разумеется, все будет по-другому, когда придет Машиах, когда построится Храм, тогда служить Вс-вышнему в Ционе будет нашим настоящим предназначением, так написано в нашей Книге и никто с этим не спорит. Конечно, если мы приедем подготовленными к заповедям, более совершенными в духовном смысле, то достигнем больших результатов. Наша цель – укреплять людей, создать им возможность достойного уровня обучения в хорошей компании и остаться евреями в Москве, чтобы по принятии решения репатриироваться они приехали в Израиль подготовленными.

– Вы провели лето в Израиле с женой и детьми, видны какие-то параллели между российской и израильской жизнью?

– Я живу в новом Районе Иерусалима Хар Хома, он находится в нескольких километрах от Стены Плача и полутора километрах от могилы нашей мамы Рахель. В этом районе десятки синагог, но сказать, что там происходит такая же бурная общинная жизнь, как в Москве – такого я не почувствовал. Конечно же, существуют коллели и ешивы, но именно жить в общине, устраивать общинные мероприятия – этого нет.

– Потому что здесь диаспора и нас мало, мы находимся среди другого народа. Мы делаем мероприятия, чтобы сохранить себя, а в Израиле человек уже находится в еврейской среде.

– На мой взгляд, в этом есть определенные минусы, потому что у новых олимов, приезжающих в Израиль, далеких от традиции, меньше таких возможностей. На одном мероприятии я встретил женщину, посещавшую в Москве женский клуб, который мы проводим. Она увидела меня и так обрадовалась, и спросила: где же найти такое общение, которое было у меня в Москве? Думаю, что в некоторых местах Израиля это очень развито, но нужно постараться, чтобы это работало везде.

– Мне кажется, что общение в Израиле – вокруг, то есть ты идешь по улице, в магазин, и вокруг тебя евреи. Это то, зачем мы в Москве приходим в синагогу.

– Но все равно есть люди, которые жили всем этими и они чувствуют определенную потребность в таком общении.

– Вы считаете, что для людей, которые хотят быть ближе к еврейству, в Москве созданы большие возможности и на это больше обращают внимание, чем в Израиле?

– В Москве есть больше определенных возможностей. Люди, которые хотят учиться в коллеле или ешиве, в Израиле выбор таких учебных заведений, конечно, несравним с Москвой. А если это работающие русскоязычные репатрианты, которые не связаны с религией – для них, конечно, тяжелее, и здесь, на мой взгляд, возможностей гораздо больше.

– Рав Давид, вот человек решился наконец-то сделать алию. К чему ему настраиваться, на какие аспекты бы вы посоветовали обратить внимание, чтобы переселиться в ту среду и чувствовать себя комфортно?

– Понимаете, Израиль – это необыкновенный свет, необыкновенная святость. Там дышать в какой-то степени легче. Но человек там может потеряться, потому что в Москве он понимает, что есть другие, а есть синагога, коллель, еврейские учебные заведения. А там он живет среди евреев и можно очень быстро расслабиться и потеряться. Нужно, чтобы человек был морально крепким, осознавая, что не все, кажущееся еврейским – это действительно еврейское, а не подражание кому-то другому. Если человек укрепится в таком понимании, ему гарантирована Б-жья помощь и удача.

– То есть нужно всегда свой интеллект подпитывать, даже на земле Израиля не думать о том, что раньше тебе было не очень хорошо, и вот ты приехал, нашел себе работу, теперь можно спокойно жить, потому что жизненная миссия выполнена.

– Человек, который не поднимается духовно, он только спускается. Не бывает такого, чтобы человек стоял на одном месте. Он постоянно должен крыльями махать, чтобы подниматься. Птица, которая не летает, спускается все ниже и ниже.

– Птица, которая не летает, – уже не птица.

– Она просто падает. Знаете, когда мы сюда приехали, нас поддерживало Еврейское агентство для Израиля, и тогда был небольшой бюджет для нескольких семей. Мы сразу почувствовали пользу от нашей деятельности, есть необыкновенная жажда, люди просто жаждут духовности. Потому что душа – она святая, она дана Вс-вышним и невозможно ее накормить чем-то другим. Наши мудрецы говорят: представь себе, что какой-то деревенский парень женился на дочери короля, он взял ее к себе в деревню. Что бы он ей не предложил, какие бы деревенские деликатесы не приносил – ей это не подходит. Так же наша душа – что бы мы ей не предложили, чтобы ее хоть как-то удовлетворить, мы пытаемся ее развлекать, чтобы она радовалась – не подходит! Для нее есть только одно – это наша Тора и наша традиция.

Люди, которые понимают это, хотя это может показаться со стороны чуть-чуть странным, примитивным и старомодным, но если люди чуть-чуть пробуют вот этот мир, они открывают в нем что-то необыкновенное. И слава Б-гу, что в Москве можно дать людям дать эту возможность – попробовать. Все, что мы увидели, продвинуло нас расшириться кроме коллеля на многие другие программы, потому что не всем подходит целыми днями учить на высшем уровне Талмуд и так далее. Есть у нас детские программы, студенческие программы, для «золотого» возраста, что дает людям возможность вернуться к своим духовным ценностям. Каждый год у нас возникают новые проекты, каждый год есть новые идеи и я надеюсь, что это будет развиваться дальше.

– Рав Давид, я от души желаю, чтобы у вас все это получилось, я вижу, что ваша деятельность происходит с постоянным прогрессом и вокруг вас всегда много молодежи.

– Спасибо за добрые слова. Поздравляю всех с хорошей записью, с хорошей печатью, чтобы Вс-вышний дал нам много сил и много помощи с небес, и дал нам правильные советы, куда направлять и как сделать, чтобы вернуть наших братьев и сестер к еврейским корням. Это наша цель здесь. И с Б-жьей помощью чтобы у нас это получилось. Все мы – посланники Вс-вышнего в этом мире.

Интервью с равом Давидом в МЕГ:

http://jig.ru/index4.php/2008/10/10/esli-ptica-ne-mashet-krylyami-ona-padaet.html



Все новости

Комментарии




Нет комментариев






Чтобы добавить сообщение, пожалуйста зарегистрируйтесь и/или войдите в систему.

Центр Еврейского Религиозного Образования «Тора ми-Цион».
Б. Спасоглинищевский пер, 10. Тел/факс (495) 980-24-94 .

.

Дизайн и разработка - Евельсония

AMCMS
Работает на: Amiro CMS