ВидеоАудиоГлавнаяГлавная

Внимание! сайт переехал и теперь доступен по адресу: toramizion.ru

НАШИ КООРДИНАТЫ ПОЖЕРТВОВАНИЯ НАШИ ПАРТНЕРЫ  


 
 
Подписка на новости Тора ми-Цион
 

Генеалогия и 
 установление родства

Сайт "Шалом тебе, Узник!"

Обслуживание компьютеров, сетей, серверов. Оптимизация сайта.

Главная  /  Воспитание детей  /  ТРАДИЦИИ ЕВРЕЙСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Вступление

К настоящему времени западная цивилизация накопила достаточно знаний на тему воспитания и образования. Большая часть этого огромного массива знаний приходится на традиционную культуру европейских народов, основа которой зиждется на христианской морали, много заимствовавшей, как известно, из еврейской Торы. Так что нет ничего удивительного в том, что многие принципы сегодняшней науки воспитания имеют прямые параллели с методами иудаизма в той же области.

Но есть и отличия. Они, как правило, происходят из-за того, что общее воспитание, как мы только что обмолвились, стало именно наукой. Т.е., здесь, как и в других областях интеллектуального поиска, есть свои разработки, новые педагогические приемы, а значит, и влияние разных школ, в данном случае психологических, – с их новациями, неожиданными рекомендациями и соответственно "борьбой мнений и брэндов". В иудаизме же никакой борьбы мнений по поводу воспитания не наблюдается, поскольку давно выработан и опробован некий общий подход, основанный на главных принципах Торы.

Имея представление об общем воспитании, люди (в том числе ученые люди), как правило, мало знакомы с мнением Торы по этому вопросу. А ведь еврейство с самого начала заявило себя как мировоззрение, построенное именно на семейных ценностях. Поэтому позволительно задать вопрос: Какими приемами пользуются еврейские воспитатели – учителя и родители? И что все остальные могут у них перенять полезного?

В более общем виде вопросы поставим так:

На чем держится традиционная еврейская семья?

Какой опыт накопила в этой области еврейская община за много столетий своего существования?

Что лежит в основе этого опыта?

Что полезного мы может из него извлечь для себя?

Не претендуя на серьезность охвата темы и даже на безошибочность своих суждений, все же попытаемся хотя бы схематично дать ответы на поставленные вопросы.

Как видно из самого текста Торы, наш праотец Авраам к своей миссии по созданию еврейского народа приступил после предпринятой людьми того поколения неудачной попытки "свергнуть" Всевышнего.

Строители Вавилонского столпа упивались силой своего единства. Они поклонялись кумиру, имя которого – "общество". Все было положено ему на алтарь: свобода личности, цена человеческой жизни, поиски собственного "я", борьба мнений. Поколение Авраама мыслило и творило исключительно на языке общественной пользы и коллективной выгоды. Для них "Все вместе" было много выше, чем "Один". При этом они прямолинейно полагали, что для выживания мифического "Все вместе" надо максимально подавить "Одного". Лозунг того времени: "общество – мерило всего". Но так получилось, что уже на начальном этапе вся затея обернулась полным крахом. "Объединенное человечество" рассыпалось на множество не понимающих друг друга народов и племен. Люди, обладая прекрасным качеством находить общий язык, употребили его для неверной цели – и в результате утратили даже само это свойство, перестав отныне ладить и понимать один другого. Место контактов заняли конфликты.

Чтобы передать свои знания людям, Авраам задумал создать свою академию, школу, ту среду, где можно было бы черпать знания и передавать их другим. Классический пример успешных академий можно обнаружить у древних греков. То были серьезные школы с великими учителями и своими традициями преподавания. В древнегреческие школы стремились попасть умнейшие юноши своего времени, алкавшие знаний, просветления ума и приложения своим интеллектуальным силам. Но академию можно было оставить, перейдя в другую – с совсем иными методами, стоявшую на других основах, даже отрицавшую приемы и находки твоей прежней школы. Можно было открыть свою академию и, собрав вокруг восторженных учеников, вступить в прямую полемику с прочими адептами научных откровений. Так или иначе, именно это свойство необязательности и условности фундаментальных знаний привело к их распылению, к потере смысла в общем шуме, где все спорят со всеми. Древнегреческий философ "искал человека", но потерял даже себя.

У Авраама была своя школа, свои ученики. Устная Тора сообщает, что Авраам "переводил в еврейство" многих. Но у Всевышнего он просил только одного – сына. И не просто сына. Ему был нужен народ! Еврейский народ.

Авраам прекрасно понимал, что передача главных знаний может быть осуществлена не в рамках школы, а только в семье. Школа нужна для общих знаний, семья нужна для передачи Главных знаний. Школу можно поменять (в самом широком смысле), семья останется с человеком всегда. Ведь семья – как наше детство, оно всегда с нами, независимо от наших ретроспективных оценок.

Ну, и что за семью создал наш праотец Авраам?

Многостраничной истории семьи Авраама посвящена почти вся первая книга Торы. В ней сообщается, что становление нашего народа заняло диапазон на исторической шкале от Авраама до получения евреями Торы на Синае. После Синая мы – народ, до Синая – мы все еще семья, клан, родовое объединение.

Нам неизвестен психологически климат в семье Авраама. Опираясь на бесстрастное повествование Торы, можно проследить только внешнюю канву событий, каждое из которых свидетельствует о трудном становлении того, что принято называть еврейской семьей.

Всё было в ту пору внове – и цели семьи, и воспитательные приемы человека, поставившего во главе своего мировоззрения образ Всевышнего, Который любит Свои создания. Авраам проповедовал терпимость и милосердие. К себе он подходил с самой высшей меркой требовательности, от других просил сострадания к себе подобным. Наверное, это и есть тот краеугольный камень, на котором он строил свой маленький социум, выросший со временем в Семью, как ее понимает европейское самосознание.

Более того, если говорить о единстве психологической установки, присущей нам и древним людям, то можно предположить, что именно с Авраама начался период современного восприятия мира.

Все, что было до Авраама, – это другая галактика, Мы не понимаем тех людей; их мотивы и устремления нам чужды. Все, что пошло от Авраама, – это уже мы! Он научил все человечество быть людьми.

Мы плачем, смеемся, надеемся, негодуем абсолютно так же, как люди первых поколений после нашего праотца. Мы одинаково ведем себя в подобных ситуациях, на нас одинаково действуют одни и те же увещания и апелляции к совести. Мы можем перенимать опыт древних людей – и он станет нашим опытом. В частности, у нас одни и те же реакции на приемы педагогики, поэтому последняя может стать для всех людей мира, возводящих свою культуру к Аврааму, чем-то единым и объединяющим. Мы все потомки Авраама, домочадцы его гостеприимного крова.

Кстати, о потомках. У Авраама долго не было детей, жена оказалась бесплодной. Желание продолжить род привело к тому, что первого сына Аврааму родила служанка его жены – Агар (с полного ведома и даже при инициативе Сары). От Ишмаэля пошли арабские племена.

Любопытно, что, когда Аврааму было сообщено пророчество, что у него и его жены Сары вскоре родится сын, первой его реакцией был возглас: мне было бы хорошо, если б продолжал жить мой сын Ишмаэль! Дескать, большего и не прошу… Однако просил. Просил у Всевышнего, поскольку в Ишмаэле не обнаружил продолжателя своей идеи.

Ишмаэль ушел из еврейства. Тогда можно было, родившись от матери-еврейки, покинуть иудаизм, перестать быть евреем. Вторым, кто повторил этот путь, был Эсав, сын Ицхака, первый внук Авраама, родной брат Яакова.

Из всего, что происходило внутри семьи Авраама и Сары, доподлинно известно, что служанка Агар была однажды изгнана из семьи за пренебрежительное отношение к Саре. Хозяйка потребовала изгнания. Ее муж первым делом обратился к Всевышнему за советом: разве можно прогонять человека? На тот раз нужно было послушать "голос Сары", но все равно, мы видим, как работала воспитательная система Авраама: во главе всего лежат милосердие, прощение и терпимость.

С другой стороны, Сару он послушал. Значит, в шатре Авраама нашлось место не только поощрениям, но и наказаниям. Каким? Об этом поговорим чуть ниже. Пока отметим главную сторону душевного склада нашего праотца: хэсед, милосердие ко всем людям.

Русское слово "милосердие" не совсем адекватно еврейскому "хэсед". Первое окрашено в цвета прощения в адрес человека, заслуживающего порицания или даже наказания. Смилостивиться – значит, простить великодушно, не таить зла. В то время как еврейский термин подразумевает такое отношение к человеку, когда мы ему даем больше, чем ему полагается, если исходить из прямого указания закона. Хесед можно требовать только от себя, других людей хэседу можно только учить. И лучше всего своим примером.

Авраама безумно любили люди его эпохи. С ним никто не воевал, его повсеместно считали представителем Бога на земле. Воевать начали с его сыном Ицхаком, который откапывал колодцы Авраама, засыпанные другими племенами после смерти патриарха. Ицхак, в отличие от отца, главным качеством которого был хэсед, нес в себе другое главное качество, скорее внутреннего свойства, более нужное ему и его потомкам, чем их окружению, – силу, убежденность, крепость в исполнении. Ицхак был непреклонным продолжателем, не умеющим останавливаться перед препятствиями.

Своих детей Авраам научил мягкому отношению к людям. Ицхак добавил к этому силу убежденности в своей правоте. Ишмаэль ничего не добавил – и ушел в пустыню. "Добавка" Ицхака стала тем необходимым ингредиентом, который требовался будущему еврейскому народу. Милосердие без убежденности в своей правоте вырождается в губительную мягкотелость, не умеющую за себя постоять. Авраам не был мягкотелым. Но новация его подвижничества заключалась именно в максимальном альтруизме, которого так не хватало в жестоком мире, где он прочитал свой первый урок.

Любовь к людям стала уроком для всех. Однако уверенность в собственной правоте была воспринята лишь теми, кто перешел в отряд учеников Авраама.

От Ицхака ушел Эсав, его старший сын, который настолько тяготился ролью старшего и ответственного, что с удовольствием продал свое "старшинство" Яакову, брату-близнецу. Мы не знаем, какими приемами пользовался Ицхак-педагог, но Эсав безумно любил отца. Что не помешало ему стать на путь полного отрицания всех духовных открытий и отца, и деда.

Тем не менее, трогательное почитание Эсавом своего отца многократно подчеркивается. Эсав не захотел стать продолжателем, но он освоил главные принципы семьи, не больше того (без всяких философий, откровений и стремления к знанию), передав эти семейные принципы своим потомкам, расселившимся по странам Европы. Это обстоятельство, в частности, объясняет легкость, с которой европейцы восприняли христианское учение, основанное на проповеди морали и любви.

Итак, в фундамент иудаизма были заложены две главные, необходимые особенности – любовь и сила. Оставалось добавить еще одно глубинное свойство человека – искренность и прямоту. Эту роль взял на себя Яаков. О нем говорят, что был человеком правды.

Триада "Авраам + Ицхак + Яаков" – не что иное, как "любовь к людям + уверенность в своей правоте + приверженность к истине". Эти качества мы и наблюдаем во всей "семейной политике", которую евреи принесли в мир людей. Другими словами, таки было know-how еврейского вклада в ту область, которая ныне называется наукой воспитания.

Завершим в двух словах краткий очерк о праотцах. Евреи как народ пошли из дома Яакова. Его двенадцать сыновей стали родоначальниками колен, единство которых многие века обеспечивало крепость существования еврейской нации. У евреев есть собственное самоназвание – "Дом Израиля". Именно дом, потому что семья настолько важна для евреев, что не будь ее – не появилось бы ни идеи народа, несущего Тору, ни самой Торы на земле.

Не все гладко шло внутри дома Израиля. Были ссоры и обиды. Было взаимное непонимание, приведшее к почти непоправимой катастрофе: продали Йосефа, потом в великих испытаниях и трудах его вновь обрели.

Если первые люди несли в себе врожденное качество умения договариваться друг с другом, то после Вавилонского эксперимента оно перестало быть внутренним, и его, это качество, теперь надо было сознательно усваивать, культивировать в себе. Из природного оно перешло в разряд социокультурного. Евреи – это и есть ответ человечества на вызов Всевышнего: нежелание увидеть себе подобного в другом привело к усугублению раскола, поставив человечество на грань вымирания, исчезновения; евреи выступили в роли "культурной прививки". Отныне взаимное понимание стали "выращивать" в семье.

В той или иной степени "домом Израиля" стала вся западная цивилизация[8]. Только налаживание коммуникативных связей между людьми, сама природа которых склона эти связи порвать, только умение мириться с другими смогло привести людей к производственной кооперации, результатом которой стал технологический прогресс и прорыв в области искусства.

Но в этом "доме Израиле", который мы только что описали, по-прежнему несколько обособленно живут люди, называющие себя евреями. Это "сыновья Яакова", прямые его потомки. Многое передав соседям, они выделяются на общем фоне "коммунальной цивилизации" некоторыми своими качествами. И любовь у них доведена до уровня отказа от соревновательности, и уверенность в себе поражает своей фанатичностью (чисто внешняя оценка), и правдолюбие побило все рекорды – когда стремление к справедливости по отношению ко всем подавляет чувство самосохранения.

Какими особенностями обладает еврейская система семейного воспитания? Чем отличаются внутренние отношения в среде "сыновей Яакова" от аналогичных "в европейском доме Израиля"?

Продолжение следует…

р. Реувен Пятигорский

http://toldot.ru/blogs/pyatigorsky/pyat_106.html


Центр Еврейского Религиозного Образования «Тора ми-Цион».
Б. Спасоглинищевский пер, 10. Тел/факс (495) 980-24-94 .

.

Дизайн и разработка - Евельсония

AMCMS
Работает на: Amiro CMS