В воспитании детей необходим личный пример. Рассказывают, что к рабби Исраэлю Меиру из Радзина, автору книги Хафец Хаим, пришла пара и попросила благословить их детей, чтобы выросли они праведниками. Сказал им Хафец Хаим:
«Почему же вы пришли только сейчас? Вы должны были прийти двадцать лет назад!» Супруги решили, будто рабби ошибся и подумал, что дети уже взрослые, поэтому их уже поздно благословлять. Сказали они: «Рабби, наши дети еще очень маленькие, благословите их, чтобы выросли они в святости и чистоте, чтобы проявляли они добрые качества и любовь к Торе».
Сказал им Хафец Хаим: «Я знаю, что они еще маленькие, но если бы вы пришли ко мне двадцать лет назад, я бы благословил вас самих и дал бы наставление, как воспитать вас самих. Тогда вы удостоились бы вырастить детей праведниками. Ибо воспитание детей зависит прежде всего от воспитания родителей, а если родители сами не получили правильного воспитания, они не могут быть примером хороших качеств, и невозможно ожидать, что дети их будут воспитаны в праведности».
Поэтому прежде чем человек думает о воспитании детей, ему следует подумать о собственном воспитании, как говорили об этом наши мудрецы: «Сперва укрась себясамого»[1]. Это значит, что прежде человек должен исправить себясамого и приобрести добрые качества, а затем приступать к воспитанию детей с любовью и радостью, как написано: «Пути ее (Торы) — пути приятные, и все стези ее — мир»[2].
Воспитание — это любовь
Мудрецы говорили: «Люби людей и приближай их к Торе»[3]— приблизить людей к Торе можно только любовью. А поскольку дети — это маленькие люди, к ним следует относиться исключительно с любовью.
Когда ребенок получает от родителей любовь, он уверен в себе и развивает в себе хорошие черты характера, любит всех и себяв том числе, а это — основа всех хороших качеств. Его душа радостна и здорова, и у него есть силы давать, уступать, понимать другого. Если же у человека нет этих душевных сил, которые можно получить только от родителей, он не способен вести себя хорошо и правильно по отношению к другим. Поэтому любовь, которую родители дают детям, — это главный фактор успеха во всех сферах на протяжении всей жизни человека.
Воспитание с верой
Основа воспитания — это личный пример, то есть хорошие качества родителей, полученные благодаря вере. Мы уже знаем, что главный фактор воспитания — любовь, которая появляется только тогда, когда человек доволен своей участью. Ибо если человек недоволен своей судьбой и ему не нравится его жизнь, он не может научить этому детей. Поэтому ясно, что воспитание детей зависит в основном от веры родителей, а значит, родители должны в первую очередь работать над верой, и тогда они смогут вырастить детей должным образом.
Воздержисьот действия
Самая распространенная и весьма прискорбная ошибка — это убежденность родителей, что главное — делать ребенку замечания и ругать его за каждую ошибку. Согласно этому превратному мнению, очень важно быть с ребенком жестким, стыдить его и ставить на место в случае оплошности, чтобы он усвоил полученный урок и больше так не делал. Можно еще сравнивать его с другими детьми — почему он не такой, как они? Последствия такого «воспитания» самые ужасные. Ребенок утрачивает уверенность в себе, у него пропадает желание быть хорошим, в некоторых случаях он может даже хотеть умереть, потому что у него не остается сил жить. Нет слов, чтобы описать ущерб от такого порочного воспитания.
Эти ошибки во многом вызваны желанием родителей, чтобы их ребенок вел себя, как умный и воспитанный взрослый. Между тем он еще ребенок, и ребячливое поведение со всеми ошибками, глупостями и невольными промахами — это нормальное и здоровое поведение. Если бы родители помнили, как сами были детьми, то наверняка смотрели бы сквозь пальцы на очень многие детские шалости и позволяли бы ребенку наслаждаться детскими годами в радости и счастье.
Поэтому если человек умеет воспитывать, то есть любить ребенка, радовать его, прививать ему добрые стремления и уверенность в себе, желание совершенствоваться и поступать хорошо, — пусть воспитывает. Если он этого делать не умеет, и вся его педагогическая концепция исчерпывается упреками, унижениями, руганью или, не дай Бог, побоями, тогда лучше ему вообще ничего не делать и ни в коем случае не заниматься воспитанием детей! Ущерб от того, что он не воспитывал ребенка вообще, будет сравнительно мал по сравнению с вредом, нанесенным неправильным воспитанием.
Это непреложное правило — если не умеешь воспитывать правильно — не занимайся воспитанием вообще! Лучше воздержаться от любых действий! Лучше ребенку расти без воспитания, но здоровым душой — тогда у него будет шанс научиться самому, что хорошо, а что плохо. Гораздо хуже, если он получит разрушающее душу «воспитание», которое и воспитанием-то не назовешь, и вырастет человеком с душевными расстройствами, не способным жить нормально.
Молитва
Мои учителя учили меня, что успехи детей больше зависят от молитв родителей, чем от их усилий. Это означает, что даже если родители являют собой хороший пример для детей и воспитывают их как должно, в любви и радости, они, тем не менее, должны много молиться о своих детях. Наш мир полон опасностей, и лишь эта молитва будет защитой ребенку, лишь она сможет привить ему богобоязненность.
(Продолжение следует)
[1]Талмуд, тр. БаваБатра 15б, 60б.
[2]Мишлей 3:17.
[3]ПиркейАвот1:12.
р. Шалом Аруш
http://www.breslev.co.il/articles/семья/воспитание_детей/воспитание___с_верой.aspx?id=15908&language=russian
|