ВидеоАудиоГлавнаяГлавная

Внимание! сайт переехал и теперь доступен по адресу: toramizion.ru

НАШИ КООРДИНАТЫ ПОЖЕРТВОВАНИЯ НАШИ ПАРТНЕРЫ  


 
 
Подписка на новости Тора ми-Цион
 

Генеалогия и 
 установление родства

Сайт "Шалом тебе, Узник!"

Обслуживание компьютеров, сетей, серверов. Оптимизация сайта.

Главная  /  Тема недели

29.06.09 Феминизм по-еврейски

Рут Гиршович

Что такое «феминизм по-еврейски»? Звучит приблизительно как «баранина по-английски»… Но мне кажется, что эта противоречивая тема будет интересна многим современным людям.

Бурные споры о пользе и вреде феминизма часто возникают между патриархально настроенными мужчинами и прогрессивно настроенными женщинами. Первые упорно утверждают, что сам Б-г вручил им пальму первенства над женщинами, в то время как дамы не знают что ответить…

Но так ли это? Давайте разберемся. Ущемляет ли Тора права женщин, ограничивая их свободу? Каково мнение Торы относительно феминизма?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, надо сначала дать определение понятию «феминизм». Поэтому обратимся к истории его возникновения. «Фемина» в переводе с латинского означает «женщина». Это общественно-политическое движение, зародившееся в XVIII веке, целью которого является предоставление женщинам всей полноты гражданских прав. В более широком смысле «феминизм» - это стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества. Данное течение особенно активизировалось в конце 60-х годов прошлого века, что неудивительно, ведь тогда мир поразила волна революций. Вспомним хотя бы движение хиппи. Много людей переключилось на борьбу за свободу самовыражения, и женщины окунулись в борьбу за независимость с особым рвением. Среди еврейских женщин в XX веке появилось немало политических лидеров, чьи имена не забыты и поныне. Это Голда Меир, которую за сильный и волевой характер в шутку называли «единственным настоящим мужчиной в Кнессете». Это Эсти Лаудер, в девичестве Эстер Менцер, сумевшая построить империю элитной дорогой косметики. Тем не менее, современные скачки в борьбе за равноправие в гораздо меньшей степени затронули среду религиозных евреев, которые испокон веков ориентировались на незыблемые законы Торы, четко разделяющие мужские и женские роли в нашем мире. Еще в первой главе Торы «Берешит» Б-г говорит Хаве, что она будет рожать детей, будучи матерью всего живого. Недаром в переводе с иврита само имя «Хава» означает «дающая жизнь». В том же самом месте Б-г заповедует Адаму питаться в поте лица, что подразумевает мужскую обязанность быть семейным добытчиком. И все же, ни в коем случае не стоит думать, что Тора задвигает женщин на второй план и требует только сидеть дома и печь пироги и растить детей. Безусловно, женщины, без остатка отдающиеся семейному очагу, заслуживают преклонения, ведь их дети надолго запомнят чувство уюта и тепла, созданных заботливыми руками их матери. Однако в ТаНаХе существует немало примеров сильных и смелых женщин, способных дать фору многим мужчинам. Это и Пророчица Двора, и мать Пророка Шмуэля Хана, а сам мудрейший царь Шломо в своем пиюте под названием «Эшет Хаиль», посвященном идеальной еврейской женщине, среди прочих качеств упоминает женскую мудрость в ведении бизнеса и умение руководить. Тора дает нам понять, что мужские и женские роли осуществляют разные цели, и ничего предосудительного в этом нет. Во второй книге Торы «Шмот», повествующей об истории рабства и Исхода из Египта, мы находим строки о горькой участи евреев в Мицраиме и невыносимо тяжелой работе. Тяжесть возложенных на евреев обязанностей заключалась в том, что женщин заставляли выполнять мужскую работу: месить глину, таскать кирпичи. А мужчины обязаны были стряпать и стирать. В этом была непосильная тяжесть, так как данные занятия шли против природы вещей мужчины и женщины. Отсюда мы учим, что рвение феминисток к равноправию не всегда приводит к позитивным результатам, и если каждая женщина с восторгом заменит мужчину на посту президента компании, то вряд ли она будет бороться занять его место в угольной шахте. Это взгляд Торы в отношении к светскому феминизму, который пышно расцвел в сознании современного западного общества, где женщине зачатую не уступят место в транспорте и не помогут перенести тяжелый багаж.

Но есть и другой феминизм. В идеале феминизм по определению должен означать реализацию женского потенциала в тех отраслях, к которым у них есть предрасположенность. Тора поддерживает эту идею. И именно это можно назвать «феминизмом по-еврейски». В Талмуде приводится высказывание о том, что каждый человек являет собой целый мир. Мир, полный ярких красок, качеств и желаний. Каждая женщина имеет собственные таланты, помыслы и желания. Для некоторых создание семейного очага представляет собой задачу всей жизни. Другие проводят годы в попытках сделать успешную карьеру, третьи пытаются совмещать одно с другим. Это очень непросто, потому что дети и муж требуют постоянного внимания, а работодатели не всегда хотят понимать, что больной ребенок отказывается принимать лекарства в отсутствие мамы. Но все-таки женщины способны добиться успеха в обеих областях. Ведь Б-г создал женщину многофункциональной. Где вы видели мужчину, способного одновременно говорить по телефону, гладить рубашки, смотреть телевизор и думать о том, что бы приготовить на ужин? Тора восхваляет успешных женщин и ставит их в пример для подражания. Вспомним пророчицу Двору, биография которой описывается в ТаНаХе в книге Шофтим (книге Судей). Какие качества лучшим образом описывают Двору? Она судья, и к ней за советом приходят многие люди. Она военачальник, который смело ведет еврейскую армию против огромного полчища неприятеля и одерживает победу. Она поэтесса и верная подруга своего мужа Барака, которого Двора посылает учить Тору.

Мегилат Эстер повествует об истории праздника Пурим. Все мы помним о подвигах царицы Эстер, которая рисковала собственной жизнью, чтобы спасти свой народ от неминуемой гибели. А каждый Шаббат в преддверии трапезы мужчины поют гимн еврейской женщине:

Кто найдет добродетельную жену? Цена ее выше жемчугов;
Уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка;
Она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей.
Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками.
Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой.
Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим.
Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник.
Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои.
Она чувствует, что занятие ее хорошо, и - светильник ее не гаснет и ночью.
Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено.
Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся.
Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды.
Она делает себе ковры; виссон и пурпур - одежда ее.
Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли.
Она делает покрывала и продает, и пояса доставляет купцам Финикийским.
Крепость и красота - одежда ее, и весело смотрит она на будущее.
Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее.
Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности.
Встают дети и ублажают ее, - муж, и хвалит ее:
«Много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их».
Миловидность обманчива и красота суетна;
Но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы.
Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела ее!

Однако многие могут задать вопрос: почему, если женщина столь свободна в своем самовыражении, Тора обязывает ее покрывать голову после замужества? Носить скромную одежду, молиться и танцевать за перегородкой, отделяющей их от мужчин? На первый взгляд, эта практика создает впечатление мужского превосходства. Тора отвечает: дело не в том, что мужчины лучше женщин. Как раз наоборот.

Итак, почему религиозные замужние женины, не успев выйти из-под хупы, прячут свои шикарные волосы под париком или шляпкой? Головной убор несет функцию обручального кольца и дает понять окружающим, что эта женщина несвободна, поэтому не стоит проявлять к ней легкомысленные знаки внимания. Скрытая же часть Торы, зачастую связанная в понимании людей с каббалой, объясняет этот закон намного шире. Все мы видели лучезарные лица невест в особый день их свадебного торжества. Оказывается, дело не только в радостном событии, причины гораздо глубже. Перед хупой на лицо невесты спускается Шхина – свет Б-жественого присутствия и знак святости, по силе своей приравниваемый к свету, который был виден в самом Бейт hа-Микдаше. Это «эксклюзивное» излучение дает невесте силы стать основой дома и идеальной женой, на мудрости которой будет держаться союз молодоженов в течение всех последующих лет их брака. Видеть подобный свет имел право в Храме лишь Коhэн-Гадоль, Первосвященник. По этой причине жених накрывает лицо невесты фатой. После того как были сказаны семь благословений, и пара стала мужем и женой, свет Шхины перемещается с лица невесты на ее волосы. Поэтому фата должна прикрывать большую часть волос невесты. Пока волосы закрыты от посторонних глаз, они хранят эту удивительную святость, являясь источником благословений для семейной пары. Отсюда следует, что головной убор – это драгоценная корона еврейской женщины, а не унизительная обязанность.

А теперь поговорим о скромной одежде и сути одежды вообще. Все мы помним: «Встречают по одежке, провожают по уму». И действительно, первое, что бросается в глаза – это внешний вид. Мы можем не знать, как его зовут и где он работает, но дорогой костюм выдаст бизнесмена-хозяина, а кожаная куртка с обилием металлических заклепок – рокера.

Тора призывает и мужчин, и женщин использовать одежду по назначению, и поэтому просит носить такую одежду, которая покажет, что за ней скрываются Б-гобоязненные люди, которые не выставляют напоказ свое тело, а обращают внимание на содержимое – на еврейскую душу. К сожалению, современная мода перенесла акцент на зажигание физиологических импульсов. Открытая женская одежда призывает мужчин относиться к женщине без должного уважения. Тора не допускает подобного негативного поведения и напоминает нам, что женщина – это в первую очередь душа, а уж потом только тело.

Говоря о запрете совместной молитвы мужчин и женщин, стоит объяснить причину возникновения перегородки, отделяющей молящихся одного пола от молящихся другого пола. Зачем разделять мужа и жену, брата и сестру? Оказывается, перегородка существовала еще в Иерусалимской Храме для того, чтобы сохранять скромное поведение и внимание собравшихся. Так утверждает Вавилонский Талмуд в трактате Сукка. Сколько лет прошло, а природа человека совершенно не изменилась! Когда мужчины и женщины находятся рядом друг с другом, им очень трудно не отвлекаться и сосредоточенно молиться. Поэтому существует подобный разделитель. Является ли это унизительным для женщин в той же степени, что и для мужчин? Нет, перегородка помогает людям не забывать о цели их визита и помнить, что они пришли в синагогу для молитвы, а это дело серьезное. По той же причине смешанные танцы не практикуются в среде ортодоксальных евреев. Физические касания танцоров и сам вид танцующих женщин пробуждают плотские желания у мужчин. На помощь приходит «разделитель», который способен отгородить людей от подобных губительных мыслей. Ведь смысл законов скромности в том, чтобы создать прочную еврейскую семью, которая сможет не разбиться вдребезги из-за всевозможных соблазнов нашего циничного мира, а только стать крепче.



Все новости

Комментарии




Нет комментариев






Чтобы добавить сообщение, пожалуйста зарегистрируйтесь и/или войдите в систему.

ГДЕ ЖЕ СПРАВЕДЛИВОСТЬ?

Центр Еврейского Религиозного Образования «Тора ми-Цион».
Б. Спасоглинищевский пер, 10. Тел/факс (495) 980-24-94 .

.

Дизайн и разработка - Евельсония

AMCMS
Работает на: Amiro CMS