ВидеоАудиоГлавнаяГлавная

Внимание! сайт переехал и теперь доступен по адресу: toramizion.ru

НАШИ КООРДИНАТЫ ПОЖЕРТВОВАНИЯ НАШИ ПАРТНЕРЫ  


 
 
Подписка на новости Тора ми-Цион
 

Генеалогия и 
 установление родства

Сайт "Шалом тебе, Узник!"

Обслуживание компьютеров, сетей, серверов. Оптимизация сайта.

Главная  /  Тема недели

10.08.08 Камца и Бар Камца

Шанде Адиньягуев,

студент американской ешивы, участник летней поездки в Израиль «Лев Егуди»


     Первый Иерусалимский Храм был разрушен из-за трех грехов – кровопролития, разврата и авода зара (идолопоклонства) – самых тяжких грехов, которые даже под страхом смерти мы не должны совершать. Уж лучше умереть, но не совершать таких грехов. Второй Храм был разрушен из-за беспричинной ненависти. Можно сравнить, что Первый Храм бы разрушен из-за трех тяжелых грехов, а Второй из-за беспричинной ненависти, – откуда Талмуд заключает, что беспричинная ненависть к еврею – это равнозначно совершению всех трех грехов одновременно. На эту тему в Талмуде приводится известная история – мидраш про Камцу и Бар Камцу.

     …Жили в Иерусалиме два еврея – Камца и Бар Камца, и жил один богатый еврей, который был другом Камца и недругом Бар Камца. Однажды он устроил большой пир и комментарии говорят, что это был не просто пир, а это была сеудат мицва, это была либо бар-мицва, либо свадьба. Можно себе представить, что когда такой богатый человек в городе устраивает праздник, он приглашает большинство своих знакомых и устраивает грандиозную сеуду мицвот.

     Этот богатый еврей послал своего слугу, чтобы он пригласил его друга Камцу. Тот ошибся и вместо того, чтобы привести Камцу, он пригласил его недруга Бар Камцу. Теперь представим себе картину: сидят вельможи, главные цари, старики, хахамы, учителя, любой ребенок. Приходит этот Бар Камца с мыслью, что богач хочет как-то наладить отношения, подружиться еще раз, поэтому Бар Камца и решил: я пойду на встречу, может быть, мы найдем общий язык. Он пришел, сел и начал кушать. В этот момент его увидел хозяин дома, подошел и спрашивает: что это такое?, я тебя не приглашал, что ты здесь делаешь? Он говорит: пришел твой слуга и сказал, что ты меня пригласил. Богач говорит: наверняка он ошибся, уходи отсюда, я не хочу тебя видеть! Бар Камца отвечает: смотри, сидят такие люди, мне будет неудобно, ты меня стесняешь. Давай я заплачу за себя, только меня не выгоняй. Он ему сказал: нет, уходи, я не хочу тебя видеть! Смотри, – сказал Бар Камца, – я заплачу за половину всего торжества, что ты устроил. Нет, говорит богач, – все равно уходи отсюда! Я заплачу за все торжество, лишь бы ты дал мне остаться, – опять просит нежданный гость. Тут хозяин взял его за шиворот и уволок, и выгнал его с позором. Так говорит Талмуд.

     Этот Бар Камца вышел из дома и единственное, что было у него на уме: я могу понять этого хозяина, я могу понять все, но не могу понять, как хахамим Исраэль – как мудрецы Израиля, мудрецы нашей Торы могли сидеть и ничего не отвечать, и не вступиться за меня, когда хозяин меня с позором выкидывал. И он сказал: «Я должен ему отомстить».

     Он пошел к наместнику римского императора в Иудее и сказал: знаешь, там евреи задумали против тебя государственный переворот, они хотят пойти против тебя войной. Наместник тоже был не глупый человек и не мог поверить просто прохожему, поэтому он сказал: дай мне доказательства. Пошли им овечку, – молвил Бар Камца. Многие не знают, что в нашем Храме неевреи тоже могли приносить жертвоприношения. И он сказал: пошли свое жертвоприношение – овечку и мы посмотрим, будет ли она принята. Этот наместник дал овечку и наш Бар Камца сделал ей ущерб, точно сказать невозможно, какой – или под глазом, или под губой небольшой порок, чтобы по закону Торы нельзя было принести эту овечку в жертву. Бар Камца взял овечку и передал через одного из посланников наместника Иудеи. Мудрецы в Храме задумались – принести ее в жертву или не надо, и все же решили не приносить, потому что у нее был такой ущерб. В конце концов, из-за этого случая наместник Иудеи пошел и разрушил Иерусалим...

     В этой истории заключено множество непонятных вещей и об этом можно долго говорить. Во-первых, сам Бар Камца – если он был зол, как говорит гемара, только на хахамим Исраэль – мудрецов Израиля, почему он сделал так, что всему еврейскому народу и самому ему стало плохо? Во-вторых, также непонятно – гемара не называет по имени человека, который устроил пир, она называет только имена Камца и Бар Камца. Далее – если наместник Иудеи был такой умный, почему же он не мог сам проверить, разве он не мог подумать, что если Бар Камца пришел обиженный и он является знающим евреем, то как он мог доверить свою овечку Бар Камце?

     Мне кажется, что гемара, не называя имя этого человека, который сделал большой пир и пригласил Бар Камцу, хочет сказать, что это не какой-то единичный случай. Она говорит, что так происходило в еврейском народе изо дня в день, то есть таких случаев было много и каждый раз были какие-то Камцы и Бар Камцы, были пиршества, к людям относились пренебрежительно, никого не уважали, никого не принимали всерьез.

     Римский наместник, когда к нему пришел еврей и обвинял, что другие евреи так себя ведут, понял, что если сейчас такая ненависть происходит между евреями – ему стало уже все равно про овечку. Все это было для него равносильно знаку свыше, что сейчас настало время и у него появилась возможность пойти и разрушить Храм. После этого он стал уверен в себе и пошел на такое преступление.

     Там же была другая история с мелом. Римский наместник кинул его на восток, и кусок мела упал около Иерусалима, он кинул на запад, север, юг – в каком бы направлении он ни кидал, мел все равно падал в сторону Иерусалима. Тогда он понял, что это знак, что Ашем на его стороне и Он хочет, чтобы Храм был разрушен.

     Действительно очень печально, что мы, евреи, сами себе навредили. Книга Зоар говорит, что самый большой антисемит находится среди евреев, самый большой Эдом (враг еврейского народа) находится среди евреев. Если подумать, евреи придумали очень много; тот народ, который сумел сплотиться, передавая из века в век, из уст в уста мудрость Торы, единственный из древних народов, сумевший сохранить свою нацию до наших времен, наряду с этим придумал несколько вещей – реформизм, коммунизм и капитализм. Другими словами, множество бед, свалившихся на еврейский народ, произошли от самих евреев. В наших злоключениях мы не можем никого обвинять, ведь только мы сами виноваты во всем произошедшем. Но Б-г подсказывает нам выход из сложившейся ситуации: так же, как мы разрушили свой Храм беспричинной ненавистью, которую символизирует история про Камцу и Бар Камцу, мы сможем построить Храм нашей беспричинной любовью.



Все новости

Комментарии




Нет комментариев






Чтобы добавить сообщение, пожалуйста зарегистрируйтесь и/или войдите в систему.

ГДЕ ЖЕ СПРАВЕДЛИВОСТЬ?

Центр Еврейского Религиозного Образования «Тора ми-Цион».
Б. Спасоглинищевский пер, 10. Тел/факс (495) 980-24-94 .

.

Дизайн и разработка - Евельсония

AMCMS
Работает на: Amiro CMS