|
Все мы, евреи — один народ, одна большая семья, и несем ответственность друг за друга…
Ваш ребенок нанес ущерб собственности соседа. И вы, его родители несете за это ответственность. Но одно дело — если Ваш сын заигрался и случайно разбил мячом соседское окно. И совершенно другое — если он специально запустил мячом в это окно, желая досадить человеку, который живет в той квартире. Тут есть о чем задуматься. Ведь не исключено, что его отношение к собственности других людей — результат ваших нелестных отзывов, вашего пренебрежительного отношения к людям. В подобном случае ваша ответственность за поступок ребенка — намного выше и глубже.
В иудаизме есть концепция, которая называется — арвут. И смысл ее заключается в том, что все евреи зависят друг от друга, и каждый еврей — в ответе за других евреев. Евреи — одно целое, одна большая семья, и поэтому они ощущают ответственность друг за друга.
Эта взаимоответственность может проявляться на разных уровнях, — пишет рав Элиягу Десслер (один из крупнейших Учителей прошлого поколения; Литва – Англия – Израиль, первая половина 20-го века). Когда еврей делает добро, это — добро, совершенное всем еврейским народом. Верно и обратное: когда кто-то из нас совершает порочный, недостойный поступок, это бросает тень на весь еврейский народ. Так, когда народ Израиля под предводительством Иегошуа бин-Нуна перешел через реку Иордан, перед сражением за город Йерихо, народ получил строгий приказ не брать ничего из имущества жителей этого города. Но, когда Йерихо был взят, Ахан — лишь один человек из всего еврейского воинства — ослушался и взял драгоценности. За допущенное Аханом нарушение удар на себя пришлось принять всему еврейскому народу. В следующей битве еврейское воинство понесло большие потери. Это и стало реализацией принципа «взаимной ответственности» (см. Танах, книга пророка Йегошуа, начало гл. 7).
Еврейский народ пострадал, — объясняет рав Десслер, — потому что не принял необходимые меры, чтобы предотвратить нарушение запрета. Потому что в тот исторический момент народ в целом недостаточно трепетно относился к приказам своих лидеров и заповедям Всевышнего.
В наши дни в средствах массовой информации много говорят о людях, совершающих те или иные финансовые преступления. И, когда в числе нарушителей называют еврейские имена, это болью отзывается в сердцах многих других евреев, непричастных к их противоправным действиям. Столь болезненная реакция — вполне естественна. Даже если нам не известен «состав преступлений» наших соплеменников, не известны обстоятельства, вынудившие их преступить закон, не известно, осознанно ли допускали они нарушения или — по незнанию…
Разумеется, суд СМИ не имеет ничего общего с еврейским законодательством. И все же сам факт, что наши собратья стали мишенью для журналистских расследований и негативных оценок прессы, должен заставить нас задуматься. Особенно — когда речь идет о доказанных преступных деяниях, совершенных евреями, вовлеченными в так называемые «преступления белых воротничков» (понятие введено известным американским социологом Эдвином Сазерлендом и обозначает преступную деятельность состоятельных людей). К преступлениям подобного рода относят неуплату налогов, нелегальные торговые сделки, махинации с ценными бумагами и земельной собственностью, растраты, изготовление и продажу опасных для жизни продуктов, загрязнение окружающей среды и, наконец — кражи.
Каждый ребенок, получивший еврейское воспитание, знает, что даже самая маленькая монета, опущенная в копилку для пожертвований — это исполнение заповеди Торы, предписывающей помогать неимущим. Мы, взрослые люди, должны со всей отчетливостью понимать, что незаконное присвоение пусть даже совсем незначительной по ценности суммы — преступление перед Всевышним и перед своим народом.
Поэтому евреям, кем бы они ни были, всегда следует помнить о том, что те, кто незаконно присваивает деньги, не платит установленные налоги, кто допускает не совсем честные приемы в ведении бизнеса, неоправданно завышает цену на товар и т.п. — добавляют в нашу общенародную «копилку» негативные «вложения». И несут повышенную ответственность за более серьезные проступки, совершенные другими евреями.
Впрочем, каждый из нас, даже самый честный в финансовых отношениях человек, ни разу в жизни не присвоивший себе чужой копейки, тоже может добавить в общий «котел» свою каплю негатива, которая в какой-то момент может оказаться критической. Ведь деньги и прочие материальные объекты — не единственная ценность, которую можно украсть.
В Торе и в Талмуде, в частности, подчеркивается, что человек, который вводит кого-то в заблуждение, в определенном смысле — грабитель. В ряд подобных преступлений наша традиция ставит оскорбление (когда кто-то причиняет другому боль словами) и кражу знаний (на иврите это обозначается термином — гнейват даат). Если человек не ответил на адресованное ему приветствие — это, согласно еврейской традиции, тоже проступок. В своде еврейских практических законов есть пункт, запрещающий «красть сон» — когда некто будит спящего человека без надобности или не дает усталому уснуть.
Так что, даже тем из нас, кто никоим образом не связан с финансовыми нарушениями, следует быть внимательными к собственному поведению. Каждому еврею надо чаще задавать себе жизненно важные вопросы. Достаточно ли я внимателен, чтобы ни словом, ни взглядом не обидеть кого-то из окружающих и не нарушить их покой? Хорошо ли я продумал содержание совета, который собираюсь дать тому, кто в нем нуждается? Всегда ли я отвечаю добром на добро? Справедлив ли я к людям, достаточно ли хорошо к ним отношусь? И т.д. и т.п. Ведь если мы что-то упускаем из поля зрения, мы, не желая того, способны бросить тень на весь еврейский народ, что может повлечь за собой непредсказуемые негативные последствия.
В день Йом Кипура евреи всего мира просят прощения у Всевышнего, произнося молитвы Ашамну (что в переводе с иврита означает — «виновны») и Аль Хет шехатану («за грех, который совершили»). В обеих молитвах текст читается от множественного числа первого лица. В них каждый из нас говорит — «мы, которые грешили». В комментариях к этим молитвам объясняется, что тексты построены так потому, что все мы, евреи, несем ответственность не только за собственные ошибки и поступки, но и за те, которые совершили лишь некоторые из нас.
Еженедельник «Аруц Шева», Израиль Рав Авраам Шафран
http://www.evrey.com/sitep/ethics/index.php3
|