ВидеоАудиоГлавнаяГлавная

Внимание! сайт переехал и теперь доступен по адресу: toramizion.ru

НАШИ КООРДИНАТЫ ПОЖЕРТВОВАНИЯ НАШИ ПАРТНЕРЫ  


 
 
Подписка на новости Тора ми-Цион
 

Генеалогия и 
 установление родства

Сайт "Шалом тебе, Узник!"

Обслуживание компьютеров, сетей, серверов. Оптимизация сайта.

Главная  /  Тема недели

10.05.11 МЫ БЫЛИ ПОДОБНЫ ВИДЯЩИМ СНЫ

Что означает в языке иврит понятие "независимость"? Какова связь между Днем Независимости, пророчеством Йехезкеля, охраной кладбищ, Моше Мендельсоном и проблемой клонирования?

В День Независимости принято гулять по родной независимой стране, проводить уроки на природе. Экскурсию, посвященную Дню Независимости, сегодня я хочу провести... по толковому словарю нашего родного независимого языка иврит.

Итак, ацмаут. Как много в этом слове... Начнем с того, что понятие это в европейских языках (в том числе в русском) выражается через отрицание: не-зависимость. В иврите - это самостоятельное, положительное понятие. Понятие, за которым стоит история, философия и даже пророчества.

Но - по порядку. Само слово ацмаут относительно новое в иврите. Оно появляется впервые только в ранних средневековых респонсах. Но сам корень, от которого его образовали ранние кодификаторы, аин-цади-мэм, в иврите занимает очень существенное положение. В Торе слова с этим корнем можно распределить на три группы в соответствии с их значением: 1) слова со значением "мощь, сила". Например: הִנֵּה עַם בְּנֵי יִשְׂרָאֵל רַב וְעָצוּם מִמֶּנּוּ - "Вот, народ сынов Израиля многочисленнее и сильнее нас" (Шмот, 1:9); 2) со значением "кости": וְעֶצֶם, לֹא תִשְׁבְּרוּ-בוֹ - "А костей его (пасхального ягненка) не разбивайте в нем" (Шмот, 12:46); 3) со значением - "сущность", "средоточие". Например: "Бээцем а-йом а-зэ" - именно в этот день, в разгар этого дня. כִּי בְּעֶצֶם הַיּוֹם הַזֶּה הוֹצֵאתִי אֶת צִבְאוֹתֵיכֶם מֵאֶרֶץ מִצְרָיִם - "Потому что именно в этот день вывел Я ваши воинства из земли Египетской" (Шмот, 12:17). Там же, в Торе, часто встречается и переходное между вторым и третьим значениями: "кость" в переносном значении - как "сущность": וַיֹּאמֶר לוֹ לָבָן אַךְ עַצְמִי וּבְשָׂרִי אָתָּה - "И сказал ему Лаван: 'Ведь ты - кость и плоть моя'" (Берешит, 29:14). В книгах пророков (Йешаяу) добавляется еще одно значение - закрывание, смыкание глаз. וַיְעַצֵּם אֶת עֵינֵיכֶם אֶת הַנְּבִיאִים - "И закрыл глаза пророков..." (Йешаяу, 29:10) Наконец, как мы уже сказали, в ранних средневековых респонсах появляется еще одно значение - самостоятельность, независимость.

Вопросы этимологии


В связи с этой языковой информации возникает ряд вопросов.

Вопрос № 1. Какая связь между закрыванием, смыканием глаз и усилиться, сделать усилие? Вполне очевидно, что для того, чтобы сомкнуть глаза, необходимо сделать определенное усилие. Настоящие любители поспать могли бы, конечно возразить. Но даже фраза "глаза сами закрываются" говорит о том, что это - явление из ряда вон выходящее. Медицинский факт. В верхнем веке есть только одна мышца: опускающая веко. Когда она работает - глаза закрыты, когда нет - открыты. Остается открытым вопрос, почему именно это, незначительное все-таки усилие, необходимое для закрывания век, обозначается в иврите словом с таким "мощным" корнем?

Вопрос № 2. Что общего между "самостоятельностью, независимостью" и "мощностью, усилием"? Не доверяйте первой ассоциации из современной политической жизни: самостоятельность, дескать, возможна при наличии соответствующей материальной базы - мощности. Мол, "только та революция чего-то стоит, которая умеет защищаться". В этом, конечно, есть сермяжная правда жизни. Но "мы пойдем другим путем". В отличие от автора последней цитаты, мы настаиваем на том, что сознание определяет бытие. И потому именно самостоятельность, самобытность, отдельная сущность - это источник настоящей мощи. На последем положении основываются все крупные системы физического и духовного совершенствования человека, как древние, так и суперсовременные. То, что справедливо для человека, - справедливо и для народа, и для государства. Независимость, ацмаут, остается лишь внешней формой, необходимой, но недостаточной без качества ацмут - самобытности, раскрытия собственной неповторимости, собственного предназначения. Какой смысл в независимости Израиля, если сделать из него 52-й штат Америки? И источником нашей мощи (оцма) может быть только она же - внутренняя сущность нашего народа. Это можно было бы счесть всего лишь красивыми словами, если бы не свидетельство словаря Эвен-Шошана. Сам наш возрождающийся вместе с народом и с землей нашей язык, свидетельствует об этом.


Вопрос № 3. Почему именно "кость" используется в иврите как выражение сущности? Ответ очевиден. Плоть - то есть мышцы, кожа, жир - материя очень нестабильная. Может быстро нарастать и также быстро пропадать. Через год-два после смерти от них не остается ничего. Остаются только кости, причем на несоизмеримо более долгое время. Ну и что, казалось бы? Разве кости не гниют? Что с них толку? Тут, конечно, не все так просто.

Еврейское отношение к костям


Не все так просто, учитывая еще и то, что еврейское отношение к костям, к тому, что остается от человека после смерти - более чем серьезное. Раза два-три в год наши средства массовой информации балуют нас скандалом вокруг очередного вырытого на месте древних захоронений котлована. За эти котлованы и кости люди в черных сюртуках ведут настоящие бои. И приходится менять планы, сдвигать в сторону современные шоссе. И оставлять кости в покое. Я сейчас не обсуждаю, насколько это оправданно. Но само отношение - заслуживает внимания. Кстати, совершенно не важно, сколько лет назад эти кости сюда положили. Конечно, у большинства современных народов (в основном, относящихся к одной из мировых - читай - еврейского происхождения, религий) тоже существует определенное уважение к могилам, к кладбищам и погостам. В какой-то степени. Римляне, к примеру, своих мертвых сжигали. Традиция, вновь распространившаяся в современном мире, от религиозных предрассудков избавившемся. Но (при всем уважении и к христианам, и к мусульманам) трудно представить себе, чтобы из-за какого-то тысячелетней давности захоронения неизвестно кого кто-либо, кроме евреев, стал бы копья ломать.

Во что мы верим


Дело в том, что, при многих схожих моментах, между нами и мусульманами с христианами есть ряд очень серьезных различий. Почему, к примеру, и те и другие с уважением относятся к своим мертвым? Потому что верят в бессмертие души. В то, что "весь я не умру...". Из этого следует, что душа наблюдает после смерти за тем, как обращаются с ее бывшим вместилищем. А с духовными субстанциями лучше не шутить. Поэтому хоронят у них гораздо торжественнее, чем у нас. Помните анекдот, когда один ксендз стал рахваливать перед раввином свои католические обычаи: "А как наших хоронят! С вашими жалкими еврейскими похоронами - никакого сравнения!" "Да", - ответил покладистый раввин, - "я тоже больше люблю, когда ваших хоронят". То, что душа бессмертна - это довольно очевидная вещь. Есть тому ряд очень существенных свидетельств. Так что в этом евреи тоже не сомневаются. А, вот, верят евреи в оживление мертвых. И не в каком-то загробном мире. А здесь. Я чуть не добавил "сегодня и сейчас". Ну не сейчас, через некоторое, скажем, время. Понятно, что речь идет о гораздо менее очевидном и однозначном явлении. Хотя как раз оно также является фундаментальным положением еврейской веры. Это настолько важное положение (и настолько неочевидное), что Талмуд специально оговаривает, что не верящий в тхият а-метим - "оживление мервых", ставит себя вне еврейства... Феномен этот действительно кажется, как бы это помягче сказать, трудно вообразимым. Хотя... Если Творец может поместить душу в тело один раз, почему бы Ему не вернуть ее туда повторно? Так что ничто не мешает нам признать (теоретически) оживление мертвых как часть нашего будущего и таким образом остаться в рамках еврейского мировоззрения.

Есть ли смысл?


Но зачем, для чего, нужно это оживление мертвых? Если предположить, что цель Творения - соединить духовное и материальное, душу и тело, тогда непонятна необходимость расставания. Смерть оказывается ненужной. Если же предположить, что цель - спустить душу в тело, чтобы она выполнила некую задачу и вернулась к источнику, тогда непонятно - зачем возвращать, оживлять? Из всей цепочки последнее действие - все-таки возвращение, соединение. Довольно логично предположить, что последняя фаза процесса - именно та, которая отражает цель. Для еврейских мудрецов это тоже однозначно и несомненно. Но они же не слепцы! Все мы знаем, что соединение души и тела - временно. Смерть - разделение - завершает весь этот процесс. Это - факт грустный, но очевидный. И факт этот вступает в противоречие с нашей непоколебимой верой в то, что цель - Соединение. Не может же быть, чтобы смерть была целью! А следовательно, ясно, что смерть - это временное явление. И в финале все равно должно быть соединение, Оживление, повторное Творение.

Пророчество об иссохших костях (оживление мертвых: как это делается?)


Все это, может быть, и логично, но все же настолько труднопредставимо, что никакие мудрецы такого положения самостоятельно выдвинуть бы не смогли. В Талмуде встречается выражение: "Это было бы невозможно сказать, если бы об этом однозначно не было бы написано". Однозначно написано про оживление мертвых в 37-й главе книги Йехезкеля. Однозначно говорит об этом пророку сам Всевышний.

(1) Была на мне рука Г-сподня, и увлек меня духом (Своим) Г-сподь и опустил меня среди долины, и она - полна костей. (2) И Он провел меня над ними, вокруг-вокруг, и вот - многочисленны весьма на поверхности долины, И вот - иссохшие весьма. (3) И сказал Он мне: сын человеческий! Оживут ли кости эти?
Обратите внимание: пророк отвечает очень уклончиво. Даже ему, видимо, трудно это себе представить. И сказал я: "Г-сподь Б-г, Ты знаешь". (4) И сказал Он мне: пророчествуй о костях этих и скажешь им: кости иссохшие, слушайте слово Г-сподне! (5) Так сказал Г-сподь Б-г костям этим: вот Я ввожу в вас дыхание (жизни) - и оживете. (6) И дам вам жилы, и взращу на вас плоть, и покрою вас кожей, и введу в вас дыхание (жизни), и оживете и узнаете, что Я - Г-сподь.

На этой оптимистической ноте можно было бы закончить. Однозначный ответ дан. Но когда речь идет о вещах, которые противоречат нашему опыту и нашим представлениям о мире, то даже самые однозначные ответы не гарантируют победу над сомнениями. Не у пророка, но у тех, для кого это пророчество и было предназначено. И поэтому там же, в долине Дура, две с половиной тысячи лет назад Всевышний руками пророка Йехезкеля производит оживление мертвых. В порядке демонстрации.


(7) И пророчествовал я, как повелено было мне. И раздался звук, когда пророчествовал я, и вот - шум: и сблизились кости - кость к кости ее. (8) И видел я: и вот на них жилы, и плоть поднялась, и покрыла их кожа сверху но дыхания (жизни) нет в них.
Только вот непонятно, для чего такая, почти кинематографичекая, детализация. Конечно, если речь идет о наглядной агитации, то нагляднее написать трудно. Но только ли для наглядности это написано? Читаем дальше.

(9) Но Он сказал мне: пророчествуй дыханию (жизни), пророчествуй, сын человеческий, и скажешь дыханию (жизни): так сказал Г-сподь Б-г: от четырех ветров приди, дыхание (жизни), и дохни на убитых этих, и оживут они. (10) И пророчествовал я, как повелел Он мне, и вошло в них дыхание (жизни), и они ожили, и встали на ноги свои - полчище великое весьма, весьма.


Здесь явно говорится о чем-то еще. То есть первая часть пророчества (до демонстрации) говорит о том, что произойдет в конце времен. А вот описание подробностей относится к тому, о чем речь пойдет дальше.

(11) И Он сказал мне: сын человеческий! Кости эти - весь дом Исраэля. Вот, говорят, (они): "Иссохли кости наши, и исчезла надежда наша, покончено с нами". (12) Посему пророчествуй и скажешь им: так сказал Г-сподь Б-г: вот Я открываю погребения ваши, и подниму Я вас из по-погребений ваших, народ Мой, и приведу вас в землю Исраэля. (13) И узнаете, что Я - Г-сподь, когда открою Я погребения ваши, народ Мой, и когда подниму вас из погребений ваших. (14) И вложу дух Мой в вас - и оживете. И дам вам покой на земле вашей, и узнаете, что Я, Г-сподь, сказал и сделаю, - слово Г-спода Б-га.

Кость как источник надежды

То, что буквально кричит из всего этого пророчества - это фраза: "Вот, говорят, (они): 'Иссохли кости наши, и исчезла надежда наша, покончено с нами'". То есть надежда напрямую связывается (в понимании народа Исраэля) с состоянием костей (состоянием народа). Причем то, что в принципе кости могут ожить, сомнений как бы не вызывает. И только утверждение, что кости иссохли, что в народе нет больше жизни - убивает надежду. Ну какая вам, скажите, разница?! Иссохшие кости, неиссохшие... Если вы вообще верите в оживление мертвых - разве это принципиально? Я ни в коем случае не претендую на стопроцентную научную достоверность. Еще меньше у меня доказательств, что пророчество Йехезкеля имеет ввиду развитие биологии в последнии десятилетия. Но... Известно, что кости тоже состоят из клеток. Совершенно особенных, не похожих на другие; но у них тоже есть ядра. А в ядрах - ДНК, генетическая информация обо всем организме. А по этой информации уже сейчас почти научились воссоздовать весь организм. Так вот, костные клетки сохраняются гораздо дольше, чем все остальные. Но, конечно, не бесконечно долгое время... кости тоже высыхают. И что - восстановить мертвых по их ДНК не удастся?

Исчезла надежда наша, покончено с нами

Да, так работает человеческая психология. Для того, чтобы сохранялась надежда, вера, нужна хоть какая-нибудь зацепка. Конечно, человека нет, но осталась кость. В ней есть еще какой-то след жизни. И мы можем попробовать себе представить, что она оживет. Вот ведь и ученые могут... Но если та же кость совсем уже высохла, никаких следов жизни мы не видим - и надежда исчезает. Что вы можете сказать по поводу такой логики? Она наивна и больше подобает ребенку, чем взрослому человеку. Тем более, когда на наших глазах человеческая мудрость делает реальностью то, что до этого казалось совершеннейшей фантастикой. Ну не умели вчера управлять регенерацией и клонировать клетки. А завтра научатся это делать не по сохранившейся ДНК, а по следам, которые от нее остались. К примеру. Было бы желание. Была бы надежда. Ну разве есть какие-то ограничения для Того, Кто создал Все?! "И вложу дух Мой в вас - и оживете. И дам вам покой на земле вашей, и узнаете, что Я, Г-сподь, сказал и сделаю, - слово Г-спода Б-га".


Переход в другую плоскость


Но вернемся к тому развитию, которое получает пророчество об оживлении костей. В следующих стихах перед нами раскрывается совершенно неожиданная его сторона.

(11) Кости эти - весь дом Исраэля. Вот, говорят, (они): "Иссохли кости наши, и исчезла надежда наша, покончено с нами". (12) Посему пророчествуй и скажешь им: так сказал Г-сподь Б-г: вот Я открываю погребения ваши, и подниму Я вас из по-погребений ваших, народ Мой, и приведу вас в землю Исраэля. (13) И узнаете, что Я - Г-сподь, когда открою Я погребения ваши, народ Мой, и когда подниму вас из погребений ваших. (14) И вложу дух Мой в вас - и оживете. И дам вам покой на земле вашей, и узнаете, что Я, Г-сподь, сказал и сделаю, - слово Г-спода Б-га.


Символика простая. Проще - некуда. Кости эти - весь дом Исраэля в изгнании. Погребения - это Россия, Америка, Европа, и т.д.1 Резковато, конечно. Но с Автором не поспоришь. Нет, конечно, для русских, американцев и.т.д. их страны - это Родина, место, где их потенциал может максимально раскрыться. Но для нас - это могилы. Со всем нашим, к могилам, уважении, как мы уже показали. И с пониманием, что могила - это место, где кости - основа для будущего возрождения - хранятся, пока это возрождение не наступило. И не стоит питать иллюзий. Две тысячи лет изгнания наш народ, как народ, не жил. Кости иссохшие - то состояние, до которого дошел наш народ к концу этого страшного изгнания. От имени Виленского Гаона передается следующий образ еврейского народа в изгнании. Разрушение Храма - это смерть народа, отделение души от тела. Разрушение всей структуры жизни народа Израиля и изгнание из страны - подобно разложению трупа. Продолжение изгнания оставляет только кости. И, наконец, наша эпоха, последние два-три столетия - это состояние иссохших костей. То есть, практически, полное отсутствие жизни... А некоторым казалось, что еврейский народ может жить и в изгнании...

Когда исчезает надежда?

"Иссохли кости наши, и исчезла надежда наша, покончено с нами". Вопрос: есть ли историческая параллель этому крику еврейской души? Я думаю, что есть. Если перевести эту фразу на язык истории народа, то получится примерно следующее: "Традиция, которую веками хранили наши предки, в наше время мертва, она не отвечает на современные вопросы, и ничего нового в будущем породить не сможет. Мы как народ, хранящий традицию, должны исчезнуть". Звучит до боли знакомо. Когда это прозвучало? Может быть, и среди современников Йехезкеля, или в Йерушалаиме под властью Антиоха. А может быть, и в Германии в конце 18-го века, среди учеников Моше Мендельсона. Во-всяком случае, нам этот подход более известен от русскоязычных учеников Моше Мендельсона, часть из которых бросилась воплощать идеи коммунизма в отдельно взятой России, а другая, отчаявшись в традиции, но сохранив веру в народ, построила еврейское государство в Израиле. И превратила пророчество Йехезкеля в реальность, отрицая саму идею пророчества, само представление о Том, от Кого оно приходит...

Этапы возрождения


Если вы помните, то в описании оживления мертвых в долине Дура мы обратили внимание на "лишние" подробности. Теперь мы можем попробовать их расшифровать.

(7) И пророчествовал я, как повелено было мне. И раздался звук, когда пророчествовал я, и вот - шум: и сблизились кости - кость к кости ее. (8) И видел я: и вот на них жилы, и плоть поднялась, и покрыла их кожа сверху но дыхания (жизни) нет в них. (9) Но Он сказал мне: пророчествуй дыханию (жизни), пророчествуй, сын человеческий, и скажешь дыханию (жизни): так сказал Г-сподь Б-г: от четырех ветров приди, дыхание (жизни), и дохни на убитых этих, и оживут они. (10) И пророчествовал я, как повелел Он мне, и вошло в них дыхание (жизни), и они ожили, и встали на ноги свои - полчище великое весьма, весьма.


Итак, для начала выделим те подробности, которые бросаются в глаза. Затем переведем их на язык символов, который нам задала вторая часть пророчества. А потом сравним их с историей реализации пророчества, происходящей на наших глазах.

Детали пророчества

Символический смысл

Исторические аналогии

шум: и сблизились кости

Процесс начинается с собирания разбросанных остатков народа.
Собирание сопровождается шумом, который производит впечатление на наблюдающих за этим процессом народы мира

Возвращение в Сион предшествует строительству государства.
Сам процесс, происходящий здесь, оказывает огромное впечатление на народы мира

жилы, и плоть поднялась

Затем появляется основа для жизни - экономика, сельское хозяйство, политика, культура, спорт2

Осушение болот, строительство поселений, открытие банков, и, конечно, создание политических партий, даже спорт

дыхания (жизни) к них нет

Даже если бы мы и готовы были ограничиться перечисленными в предыдущих пунктах составляющими "нормальной жизни нации" - пророк не оставляет сомнений: это еще не жизнь

Очень может быть, что это именно тот период, в котором мы с вами находимся. Мы понимаем, что все это замечательное здание должно быть наполнено чем-то. Чем дальше, тем более ощущается израильтянами эта нехватка содержания, смысла жизни


Мне кажется, что одна из дорог намечена пророками, которые ко всем известным нам значениям корня ацам добавили еще один - закрыть глаза. Оторваться от сиюминутной реальности, соображений политической выгоды и экономической конъюнктуры. И вспомнить самое глубокое, самое дорогое, что хранится в недрах нашей национальной души и ждет своего часа. Час наступает. И все-таки, как же дойти до настоящего оживления, как вызвать к жизни все глубоко спящие потенциалы? "Когда Г-сподь возвращал возвращающихся в Сион, - мы были подобны видящим сны..." (из псалма 126, который чуть не стал гимном государства Израиль).

Дополнения

1 Из интервью с Яиром Шамиром: "Наша проблема внутри, а не снаружи. Она такой была изначально. Напрасная ненависть или отсутствие консенсуса. Когда нет согласия и веры в правильности выбранного пути - любая трещина может развалить все здание. Самый главный вопрос сейчас: как укрепить народ изнутри. Для меня безразлично, что будут говорить гои. Мне важно, что будут говорить и делать евреи. Если идти на поводу у мирового сообщества - никуда не придешь. Страшнее всего слабость внутри. Но как укрепляют изнутри, я не знаю..." Яир Шамир - президент одной из крупнейших в мире компаний хай-тек, ведущий кандидат на должность генерального директора компании Эль-Аль, сын бывшего премьер-министра и возможный кандидат на тот же пост в будущем...

2 Отрывки из письма Ханы Сенеш своему брату в США. В письме Хана описывает, как великий идеал строительства страны наполняет Дух человека. "Но я не знаю, что будет наполнять человеческий дух на следующий день после окончания строительства... Впрочем, пока этот вопрос не актуален..." (Хана Сенеш - одна из легендарных личностей истории возрождения Израиля, пламенная сионистка, поэтесса, парашютистка, расстрелянная фашистами после неудачной попытки противодействия гитлеровской машине уничтожения евреев Венгрии). Хана Сенеш предвидела то, что сегодня очевидно каждому здравомыслящему человеку и то, что столь ярко сказано в пророчестве Йехезкеля: "И жилы, и плоть поднялись, и покрыла их кожа сверху, но дыхания (жизни) нет в них..."

рав Лейб Горбачевский

http://www.midrasha.net/article.php?id=2645

 



Все новости

Комментарии




Нет комментариев






Чтобы добавить сообщение, пожалуйста зарегистрируйтесь и/или войдите в систему.

ГДЕ ЖЕ СПРАВЕДЛИВОСТЬ?

Центр Еврейского Религиозного Образования «Тора ми-Цион».
Б. Спасоглинищевский пер, 10. Тел/факс (495) 980-24-94 .

.

Дизайн и разработка - Евельсония

AMCMS
Работает на: Amiro CMS