ВидеоАудиоГлавнаяГлавная

Внимание! сайт переехал и теперь доступен по адресу: toramizion.ru

НАШИ КООРДИНАТЫ ПОЖЕРТВОВАНИЯ НАШИ ПАРТНЕРЫ  


 
 
Подписка на новости Тора ми-Цион
 

Генеалогия и 
 установление родства

Сайт "Шалом тебе, Узник!"

Обслуживание компьютеров, сетей, серверов. Оптимизация сайта.

Главная  /  Тема недели

24.11.09 "НЕ ОБИЖАЙ НАЕМНИКА..."

ПЛАТИТЕ РАБОТНИКАМ ВОВРЕМЯ

«Не обижай наемника, бедного и нищего и из братьев он твоих или из пришельцев твоих. В тот же день отдай ему плату его. Чтобы не зашло солнце прежде того; ибо он беден, и ждет ее душа его, чтобы он не возопил на тебя Господу и не было на тебе греха».
Тора

«Ибо он беден, и ждет ее душа его...» — Зачем работник взбирался по лестнице (строя дом), карабкался на дерево (собирая фрукты) и рисковал жизнью? Разве не из-за платы?

По этому закону, человек должен платить поденщикам (домработнице, мастеру, выполняющему мелкий ремонт) в конце каждого дня. Такие люди, по Торе, очень нуждаются в деньгах («ибо он беден, и ждет ее душа его»), поэтому любая задержка оплаты считается тяжелым грехом («... чтобы он не возопил на тебя Господу и не было на тебе греха»).

Если кто-то работает на постоянной основе, по еврейскому закону, можно договориться с работником об оплате раз в неделю иди раз в месяц, но наниматель обязан соблюдать сроки. Работу по контракту можно оплатить после ее завершения.

Очевидно, что этот закон был создан для защиты самых слабых членов общества, которых за частую эксплуатируют, потому что они не могут себя защитить.

Многие люди считают, что в первую очередь необходимо вернуть кредиты, взятые в банке, который может забрать залог. Но, согласно Торе, самый неотложный долг — это долг перед своими работниками.

С УВАЖЕНИЕМ ОТНОСИТЕСЬ К СВОИМ РАБОТНИКАМ

По Талмуду, книга Дварим («Когда войдешь в виноградник ближнего твоего, можешь есть виноград сколько душе твоей угодно, досыта, а в сосуд твой не клади») разрешает работникам, помогающим собирать урожай, съесть во время работы столько плодов, сколько они хотят ( хотя они не имеют право взять эту еду с собой домой).

К сожалению, даже многие верующие, по их словам, в учение Торы, нарушают этот закон. Рабби Иосиф Херц в известном комментарии к Торе рассказывает о землевладельце, который во время уборки урожая «надел железные маски на несчастных, лихорадочно трудящихся работников, чтобы эти бедные крестьяне, работающие под палящим солнцем Южной Италии за ничтожно малые деньги, не могли удовлетворить мучительную жажду и ужасный голод несколькими ягодами из богатого виноградника хозяина» .

Если вы доверяете человеку ухаживать за теми, кто вам больше всего дорог (вашими детьми), заботьтесь о нем, и пусть он ест ту же пищу, что вы и ваши дети.

НАНИМАТЕЛЬ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ, КАК ЖИВЕТ ЕГО РАБОТНИК

Некоторые владельцы компаний ежегодно приглашают служащих к себе домой на званый вечер. Таким образом они выказывают свое уважение людям, которые у них работают.

Однако в Талмуде говорится, что еще лучше поступают те наниматели, которые приходят домой к своим работникам, особенно к тем из них, кто получает низкую зарплату. Однажды Гамлиэль (2 в. н.э.), который был очень влиятельным человеком своего времени, публично унизил Рабби Иерошуа. Разгневанные таким поведением, другие раввины сместили его с должности. Сожалея о своем поступке и желая вернуть прежнее положение в обществе, Гамлиэль пошел домой к Рабби Иерошуа, чтобы принести свои извинения. Увидев, как черны были стены дома, в котором тот жил, Гамлиэль сказал: «Похоже, чтобы прокормиться, ты работаешь истопником (или кузнецом)». В любом случае это была тяжелая и низкооплачиваемая работа.

Рабби Иерошуа ответил: «Горе людям, следующим за тобой, горе кораблю, которым ты управляешь. Ибо не знаешь ты нужд ученых, того, как добывают они пропитание свое и как поддерживают себя».

Несколько лет назад в Конгрессе США обсуждался законопроект о повышении минимальной заработной платы. Хотя все отлично осознавали, что человек, работающий сорок или даже пятьдесят часов в неделю, получал заработную плату, которой едва хватало ему самому, не говоря уж о семье, некоторые конгрессмены выступили против данного законопроекта. Интересно, многие ли из них заходили в дома к людям, вынужденным существовать на такую низкую зарплату.

Как считал Рабби Иерошуа, мир стал бы лучше и в нем было бы больше сострадания, если бы современные Гамлиэли посещали дома работающих бедняков.

В декабре 1995 года промышленник из Бостона Аарон Фойерштейн отпраздновал свое семидесятилетие. Когда он вернулся с торжественного приема, раздался телефонный звонок. Оказалось, что незадолго до того сгорела его текстильная фабрика в городе Лоренс штата Массачусетс. Двадцать шесть рабочих получили травмы различной степепи тяжести.

На фабрике было занято три тысячи человек. Увидев бушующее пламя, они подумали: «С огнем не справиться. Мы потеряли работу».

Пожар действительно нельзя было потушить, но Фойерштейн мог справиться со сложившейся ситуацией. Он был ортодоксальным евреем и ежедневно изучал Тору и читал Шекспира. Фойерштейн вспоминал, как отец говорил ему: «Там, где нет людей, будь человеком». Сразу после пожара он встретился с рабочими и сказал им: «Когда все устремились на юг в поисках дешевой рабочей силы, наше предприятие осталось. Мы построим фабрику заново».

Через два дня подошел срок выплаты заработной платы. Фойерштейн сказал: «Надо платить сполна и вовремя» и добавил еще двести семьдесят пять долларов на Рождество: «Не отчаивайтесь. Да благословит Господь каждого из вас». На следующий день Фойерштейн собрал рабочих и объявил: «Каждый из вас получит полную заработную плату в течение тридцати дней». Это помогло людям попять: «Когда работаешь на Аарона, ты важная персона». Промышленник выплатил обещанные деньги из своих собственных ресурсов.

В тот же день Фойерштейн, меценат и филантроп, обошел Лоренс, как делал это каждый год перед Рождеством, и пожертвовал 80000 долларов таким организациям, как «Армия спасения», «Ближние в беде», «Bread and Roses Soup Kitchen». Разве американский или еврейский закон требовал, чтобы Фойерштейн поступал именно так? Нет. Вот почему его великодушие вызвало бурю восторга. Газеты и журналы пестрели статьями о нем.

Однако необходимо отметить, что поступки этого замечательного человека были продиктованы не только сочувствием рабочим и желанием вновь отстроить фабрику, он славил имя Господа (Киддушин Ашем). В известном отрывке из Талмуда, который помогает понять, что значит Киддушин Ашем, рассказывается: Рабби Шмуэль показал такое благородство, что римская императрица воскликнула: «(Если таковы евреи) Благословен Бог евреев!».

Поведение Аарона Фойерштейна напоминает нам, что благочестие проявляется не только в синагоге или во время субботней трапезы, но и на рыночной площади. Для людей, которые ради богатства согласны на все, величайшая ценность — деньги. Однако для тех, кто рискует своим состоянием, чтобы оказать помощь другим, как Аарон Фойерштейн, важнее всего Бог и его этические требования.

ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКА ПЕРЕД ЕГО НАНИМАТЕЛЕМ

«Нельзя пахать на своем быке ночью и отдавать его в аренду днем или самому работать на себя ночью и наниматься к хозяину днем. И нельзя поститься и предаваться воздержанию, потому что из-за слабости ты не сможешь работать так же усердно».
Тора

Рабби Йоханан однажды увидел, что школьный учитель истощен. Он спросил о причине. Ему ответ или: «Учитель постится». Рабби сказал учителю: «Тебе запрещено так поступать».
Работник, получающий плату в назначенное время, должен хорошо выполнять свои обязанности. Если человек работает на двух хозяев или задерживается допоздна на вечеринках и приходит на работу сонным или с похмелья, он виновен в краже (однако о краже не может быть и речи, если человек заранее предупредил нанимателя о том, что работает где-то еще).

Также нельзя самому устраивать «перекуры» в рабочее время. Эта мысль может показаться избитой. Тем не менее, многие постоянно «висят на телефоне» или обсуждают с коллегами проблемы, не имеющие к работе никакого отношения. В кодексе еврейского закона Маймонид рассматривал, за что ответственен работник:
Нанимателю предписывается не лишать плохого работника его заработка и платить вовремя, также работнику предписывается не лишать предпринимателя прибыли от своего труда, теряя время немного тут, немного там и, таким образом, проводя весь день во лжи. Несомненно, работник должен быть очень пунктуален...

В Талмуде есть рассказ об Аббе Хилкахе. Однажды во время засухи Раввины пришли к нему, чтобы попросить помолиться о дожде. Они нашли Аббу в поле, где он обрабатывал землю, «поприветствовали, но он не обратил внимания». Позже Раввины проводили его домой. Там Абба и его жена помолились, и немедленно пошел дождь.

Раввины поблагодарили Аббу и спросили: «Почему ты тогда не ответил н а наше приветствие?». Он сказал: «Меня наняли для работы в тот день, и я сказал себе: (раз мне платят за день) не стану отрываться (от работы даже на минуту)».

Лучше всего еврейское понимание честности выражено в словах Рабби Моше Хаим Пуццато, автора еврейского классического учения о морали «Мессилат Йешарим» (Путь справедливости): «Крадущий время — вор, так же как и крадущий деньги».

Кража времени — это, конечно, только один способ обмана нанимателя. Так же нехорошо преувеличивать свои расходы или притворяться больным.

 

http://www.jewishbusiness.ru/



Все новости

Комментарии




Нет комментариев






Чтобы добавить сообщение, пожалуйста зарегистрируйтесь и/или войдите в систему.

ГДЕ ЖЕ СПРАВЕДЛИВОСТЬ?

Центр Еврейского Религиозного Образования «Тора ми-Цион».
Б. Спасоглинищевский пер, 10. Тел/факс (495) 980-24-94 .

.

Дизайн и разработка - Евельсония

AMCMS
Работает на: Amiro CMS