ВидеоАудиоГлавнаяГлавная

Внимание! сайт переехал и теперь доступен по адресу: toramizion.ru

НАШИ КООРДИНАТЫ ПОЖЕРТВОВАНИЯ НАШИ ПАРТНЕРЫ  


 
 
Подписка на новости Тора ми-Цион
 

Генеалогия и 
 установление родства

Сайт "Шалом тебе, Узник!"

Обслуживание компьютеров, сетей, серверов. Оптимизация сайта.

Главная  /  Тема недели  /  НЕМНОГО СВЕТА

 

В мусаре (этическом учении, направленном на совершенствование качеств характера) есть два подхода к проблемам. Они основаны на различиях в интерпретации стиха “Сторонись зла и делай добро” (Теилим, 34:15).

В первой интерпретации говорится, что, прежде всего, необходимо избегать зла, избавиться от плохих черт, чтобы потом перейти к положительным достижениям. Эта идея подкрепляется метафорой: бесполезно одеваться в изысканные одежды и использовать драгоценные благовония, когда человек вымазан грязью. Только смыв грязь, полностью очистив себя, можно улучшать свой внешний вид. Это идею подкрепляет другой стих: “И сказал Всевышний грешникам: для чего вы вспоминаете Мои указы?” (Теилим, 50:16). Это — прямое указание: сначала надо сделать тшуву (раскаяться), избавиться от грехов, и только после этого — заниматься Торой.

Другой подход интерпретирует строку псалма так: избавляйся от зла, делая добро. Метафорическое воплощение этой идеи — маленький лучик света, который рассеивает тьму. Пламя свечи может осветить целую комнату, погруженную во мрак. Так и доброе дело может рассеять плохое.

Рабби Менахем Мендель из Коцка говорил: “Не хочу, чтобы мои ученики не грешили только потому, что это плохо. Хочу, чтобы они были так заняты добрыми делами, что у них просто не оставалось времени на грех”.

Хасидские учения предпочитают вторую интерпретацию. Не стоит, — считают они, откладывать добрые дела и исполнение заповедей до очищения от грехов. Это — уловка йецер а-ра (тяги к злу), который нашептывает человеку: “Кто ты такой, чтобы учить Тору?”. Йецер а-ра просто использует этот стих, утверждая, что грешник не способен учить Тору — чтобы отдалить человека от изучения Торы, успокаивая его тем, что он еще недостаточно хорошо сделал тшуву. Под маской благочестия йецер а-ра может помешать человеку служить Творцу. Йецер а-ра хитроумен, он может превратить благородную скромность в полную противоположность, сказав: “Ты еще недостоин служения Всевышнему”.

Мой отец рассказывал мне случай из своей жизни.

В Киеве жил честолюбивый молодой человек. Обнаружив, что пути к успеху в царской России для евреев закрыты, он избавился от всего, что связывало его с иудаизмом и стал вести себя как нееврей. Даже в Йом Кипур он не соблюдал пост и работал. И в результате получил престижную должность в правительстве.

Однажды на берегу реки нашли тело, и невозможно было его опознать. По талиту катан (нижняя одежда с кистями, которую полагается носить всем евреям мужского пола) определили, что погибший был евреем, и тело передали еврейской похоронной службе.

Молодой человек, который отверг все еврейское, услышал об этом случае. Он не хотел, чтобы еврейские обычаи помешали его карьере, но при этом и мысли в его голове не было, что его могут похоронить не по-еврейски. Поэтому он стал надевать талит катан, который не виден посторонним, пока он жив, но, если он умрет, что он — еврей...

Однако с тех пор, как он стал надевать талит катан, в нем начали происходить изменения. Он стал поститься в Йом Кипур и находил повод, чтобы пропускать в этот день работу. Он перестал есть некашерную пищу и постепенно стал соблюдать все заповеди, которые сохраняли его тайну, что он еврей. В конце концов, он отказался от своего поста в правительстве и сделал тшуву. Так одна мицва изменила его жизнь.

Рассказывают об одном человеке, который жил недалеко от Люблина. Окружающие презирали его, потому что он был доносчиком. Налоги антисемитов-помещиков были столь чрезмерными, что евреи были вынуждены скрывать свои доходы. А доносчик сообщал сборщикам налогов о всяком незаявленном имуществе.

Несколько хасидов попросили знаменитого Провидца из Люблина, чтобы он призвал на голову этого грешника, который угрожал самому их существованию, гнев Всевышнего. Когда хасиды пришли с этой просьбой к Провидцу, он воскликнул:

— Какой цадик (праведник)! Его сияние освещает Небеса. Приведите его ко мне!..

Пораженные хасиды передали его слова доносчику, и тот согласился посетить Провидца просто из любопытства, чтобы узнать, почему он считает его цадиком.

Провидец радушно встретил этого человека и сказал ему:

— Против тебя выдвинули тяжкие обвинения. Но я увидел, что свет от твоих поступков достигает небесных сфер. Скажи мне, какое хорошее дело ты сделал, чтобы обрести святость?

И человек вспомнил, как праздновал обрезание своего новорожденного сына.

— Вот оно что! — воскликнул Провидец,— я увидел тебя с праотцем Авраамом и пророком Элиягу, которые пришли к тебе, чтобы принять участие в этой великой мицве...

Сознание кдуши (чистоты и возвышенной духовности), которой он может достичь, так повлияли на этого человека, что он больше никогда уже ни на кого не доносил.

 

Один человек сказал раби Леви Ицхаку из Бердичева:

— Я докажу, что в Торе не все написано правильно. В ней, например, говорится, что если мы будем грешить, Всевышний рассердится и накажет нас. Но вот я — грешник, а при этом здоров и счастлив.

На это раби Леви Ицхак из Бердичева ответил:

Сын мой, единственный способ узнать об этом — читать Шма... Да будет тебе известно, что награда за чтение Шма — даже за один раз — так велика, что всех богатств мира недостаточно, чтобы это компенсировать!

Рав Моше Лейб из Сасова одно время странствовал со своими учениками из деревни в деревню и объяснял людям: “Если у человека где-то далеко есть брат, разве он не поедет туда навестить его? Но все евреи — братья, и я со всеми хочу познакомиться”.

Как-то раз в одной из общин ученики попросили его не заходить к известному грешнику.

— Ребе не должен находиться в доме такого грешника, — сказали они.

Рав Моше в недоумении посмотрел на них и ответил:

— Как вы можете называть цадика грешником? Посмотрите, на его двери — мезуза!

Ребе Элимелех из Лиженска составил прекрасную вводную молитву к утренней службе, в которой говорилось: “Пожалуйста, помоги мне видеть в каждом человеке хорошее, а не его ошибки и слабости”.

Подчеркивать положительные стороны и достижения важно не только для установления хороших отношений между евреями, но и для эффективного воспитания детей. В нескольких книгах я говорил о роли самооценки: Давайте сделаем человека, 1987; Я это я, 1993; Жизнь слишком коротка, 1995; Позитивное воспитание, 1996. Нередко, родители “ловят” ребенка на чем-то плохом и ругают его. Как часто мы “ловим” ребенка на чем-то хорошем и хвалим его за это? Мы воспринимаем как должное то, что они говорят браху (благословляют Творца) за еду. И мы не обращаем внимание, какое это для нас благо, что они понимают: все исходит от Всевышнего. Разве мы можем надеяться поднять самооценку нашего ребенка, если мы фокусируем наше внимание только на плохом поведении и игнорируем хорошее?

Для воспитания ребенка, для собственного развития, важно самим исполнять заповеди и помогать детям исполнять их, не забывая принцип: одно доброе дело ведет к множеству других добрых дел. Если заповеди исполняются, человек не может долго вести себя неправильно. Скажем, вы купили что-то из мебели, а старый ковер с ней не гармонирует. Наверное, скорее всего, вы уберете этот ковер и купите новый — чтобы было красиво. Постепенно изменится весь интерьер комнаты. А все начиналось с одной вещи...

Так и с характером человека. Человек испытывает неудобство, когда разные черты характеры и правила поведения противоречат друг другу. Поэтому исполнение мицвот (заповедей) создает такое умонастроение, что человеку труднее потом их нарушать. Как с украшением дома, он постепенно все будет менять, пока стиль жизни не изменится совершенно. Как с тем человеком, который начал с талит катана, совершенно оставив до этого иудаизм.

Талмуд, как представляется, поддерживает вторую интерпреетацию приведенной вначале фразы: “Сторонись от зла, делая добро”. Он ссылается на слова Творца: “Откройся Мне на ушко иглы, и я расширю врата, чтобы прошел целый воз” (Шир аширим раба, 5:3). Как маленькое отверстие, один лучик света может изгнать тьму и привести к тшуве.

Ребе из Коцка, в своем бескомпромиссном стремлении к истине, говорил об этом мидраше: “Да, достаточно тшувы с игольное ушко, но эта тшува должна быть искренней и пронзить всего человека, как игла, от начала и до конца”. Искусственный свет, подобный светящимся стрелкам часов, тьму не изгонит.

Человек должен сделать человек первый шаг, но этот шаг должен быть твердым, неколебимым.

р. Авраам Тверский

http://www.evrey.com/sitep/ethics/arkhiv.php3?menu=187


Центр Еврейского Религиозного Образования «Тора ми-Цион».
Б. Спасоглинищевский пер, 10. Тел/факс (495) 980-24-94 .

.

Дизайн и разработка - Евельсония

AMCMS
Работает на: Amiro CMS