¬идеојудио√лавна€√лавна€

¬нимание! сайт переехал и теперь доступен по адресу: toramizion.ru

ЌјЎ»  ќќ–ƒ»Ќј“џ ѕќ∆≈–“¬ќ¬јЌ»я ЌјЎ» ѕј–“Ќ≈–џ  


 
 
ѕодписка на новости “ора ми-÷ион
 

√енеалоги€ и 
 установление родства

—айт "Ўалом тебе, ”зник!"

ќбслуживание компьютеров, сетей, серверов. ќптимизаци€ сайта.

√лавна€  /  “ема недели

04.05.10 ќ“ЌќЎ≈Ќ»≈ »”ƒј»«ћј    ќЌ÷≈ѕ÷»» ЂЌ≈ѕќ√–≈Ў»ћќ—“»ї

“ора об ошибках

—амый авторитетный образ во всем “аЌа’е Ч ћоше Ч дан в “оре отнюдь не безошибочным. —огласно некоторым еврейским комментари€м, за свой грех он не может войти в «емлю »зраил€.

¬ другом месте мы читаем: "ћоше разгневалс€ на военачальников, Е и все одежды, и все кожаные вещи, и все вещи, сделанные из козьей шерсти, Е, и все дерев€нные сосуды очистите. —казал Ёлазар-коhен воинамЕ: Ђвот закон об учении, который Ѕог заповедал ћоше: только золотоЕ, всЄ, что проходит через огонь, проведите через огоньї".

“алмуд объ€сн€ет, что Ёлазар был вынужден выступить с дополнительными законами, несмотр€ на присутствие ћоше. »з этого следует, что ћоше забыл закон.  ак сказал –ешЋакиш: Ђ аждый человек, который гневаетс€, если он мудрец Ч удал€етс€ его мудрость, Еоткуда мы учим про мудрость? из ћошеї.

¬ книге Ћевит описано много жертв за ошибки. —ама€ любопытна€: Ђесли все общество ошибетс€ї. “радиционныйћидраш объ€сн€ет, что имеетс€ в виду ошибка ¬ерховного —уда Ч самые главные лидеры народа. »з этого следует вывод, что ни один человек или общественный орган не гарантирован от ошибок, и “ора предвидит и предсказывает это, ведь Ђзаконы даны не дл€ пустоты, а дл€ практического использовани€ї.

“алмуд об ошибках

»меетс€ целый трактат hќрайот, предписывающий разный процедуры, когда найдена ошибка на самом разном уровне. ‘актически, это реализаци€ законов об ошибках из книги Ћевит.

“алмуд полон споров ћудрецов, и закон устанавливаетс€, как правило, по большинству голосов. ќдно особенно €ркое место Ч истори€ с печью јхна€. ѕри обсуждении, принимает ли печь јхна€ нечистоту, –абби Ёлиезер оказалс€ один против всех. »счерпав доказательства, он продемонстрировал р€д чудес и даже привлек на помощь голос Ќеба, поддержавший одиночное мнение. Ќо, тем не менее, закон галахи и здесь был устанавлен по большинству, как это прин€то в еврейском законодательстве, а голос Ќеба не был прин€т во внимание, так как ќбладатель голоса - не член —инедриона. »з этого места видно, что и в законодательном процессе большинство ћудрецов может ошибитьс€, но закон будет все равно прин€т. Ѕолее того, он и €вл€етс€ правильным в более узком смысле, что прошел через правильную законодательную процедуру. “аково заключение в цитированном пассаже: Ђ”лыбнулс€ √осподь и сказал: "ѕобедили ћен€ сыновь€ мои, победили ћен€!"ї

¬ нескольких местах “алмуда цитируютс€ особенно резкие высказывани€, осуждающие ошибки еврейских мудрецов в прин€тии политических решений. “ак, от имени рабби …охананаутверждаетс€ "»ерусалим разрушен только потому, что мудрецы принимали решени€ исключительно в соответствии с “орой", "из-за скромности р. «ахарьи б. јвкуласа разрушен наш дом, и сожжен наш ’рам, и изгнаны мы из «емли нашей". Taм же приводитс€ мнение амора€ р. …осефа (по другой версии - р. јкивы), обвин€ющее раббана…оханана бен «акка€ в недальновидной политике по отношению к римл€нам, повлекшей за собой разрушение ’рама. ј сам р. јкива критикуетс€ р. …охананом б. “ортой за неоправданные мессианские надежды, возлагавшиес€ р. јкивой на Ѕар- охбу (»ерушалми“аанит 68б).

»ногда сами ћудрецы “алмуда признавали правоту мудрецов других народов. “ак, например, закреплены ли звезды на вращающейс€ сфере или скольз€т по неподвижной сфере.

— другой стороны, Ѕарайтаперечисл€ет свойства необходимые дл€ приобретени€ “оры, среди них эмунатхахамим (вера в ћудрецов/доверие к ћудрецам). ¬последствии некоторые поздние комментаторы придавали им смысл безграничного довери€.

—редневековье

¬ —редние века протекали бурные дискуссии со взаимными отлучени€ми и даже сжиганием книг, так что о чей-то непогрешимости не может быть речи.

¬ основном считалось, что авторитет ћудрецов зиждетс€ на принадлежности к законодательному собранию.

–амбам утверждает, например, что мы никогда не можем по-насто€щему знать, что даже пророк говорит истину, но “ора предписывает его слушать, если только он обладает признаками пророка.

–амбанутверждал, что “ора - не математика, точных доказательств быть не может, и мы предпочитаем наиболее логичное и близкое к “алмуду решение.

¬от еще характерный отрывок из р. »шайи из “рани: "я считаю себ€ не более чем мухой по сравнению с моими учител€ми. Ќо если мне что-то кажетс€ неправильным, € не буду удерживать себ€ от того, чтобы не сказать это открыто. ¬идит Ѕог, не потому что считаю себ€ умнее, а потому, что карлик на плечах гигантов может увидеть дальше".

¬ том же духе говорил–ќЎ: " то как ни –аши просветлил глаза всей диаспоры своим комментарием? Ќо его потомки –абейну “ам и »цхак часто спор€т с ним, особое место не уделено никому".

Ќовое врем€

¬ кругах близких к ортодоксальному модернизму большинство считает ћудрецов “алмуда выдающимис€ людьми своего времени, которые, как и любой человек, не застрахованы от ошибок.

ќни признают, что в “алмуде встречаютс€ устаревшие представлени€ о природе, заимствованные ћудрецами из представлений своего времени, например, о твердом небе. »ногда они даже более отсталые, чем взгл€ды тогдашних ученых. ¬се это, однако, не умал€ет важности соблюдени€ постановлений ћудрецов “алмуда, так как они были законодател€ми, и “алмуд признан в качестве основы еврейского права.

–авЌахум –абинович, глава …ешивыЅиркат-ћоше в ћаале-јдумим толкует пон€тие эмунатхахамим как уверенность в том, что в словах ћудрецов кроетс€ глубокий смысл и мы, в принципе, в состо€нии его открыть. ƒанное пон€тие не исключает возможность своего мнени€, отличного от найденного в книгах. –. –абинович не согласен, что ћудрецов надо рассматривать как пророков, особенно в делах вне собственно алахи.

¬ качестве €ркого примера, можно привести главу »ешивы ЂhЁйхалЁли€hуї р. Ў. ƒ. Ѕочко, который считает методически необходимым приводить ученикам примеры ошибок авторитетов прошлого на всех уровн€х.

¬ Ђультра-ортодоксальныхї (харедим) кругах более попул€рна точка зрени€ ’азон»ш'а: Ђ¬се, что сказано в “алмуде, Е будь то јгада или √алаха, Ч вещи открытые нам в пророчестве, вс€кий, кто отклон€етс€ от этого положени€, отрицает слова ћудрецов, и если он резник Ч его продукты некошерныї. “рактовка этой фразы ’азон»ша зависит от мировоззрени€ трактующего. “ак, в сильно идеологизированных еврейских кругах (ортодоксальный модернизм, ортодоксальный фундаментализм) эту фразу прин€то понимать буквально, как безусловное требование харедим принимать на веру все сказанное в “алмуде. ƒругой вариант понимани€ - рассматривать эту фразу ’азон»ша'а (и другие аналогичные высказывани€ - например, חדש אסור מן התורה, использованное ’атам —офер'ом в ходе его борьбы с реформистами), как заведомо утрированные полемические лозунги, рассчитанные на "дидактический эффект" и даже на эпатаж аудитории, но не предназначенные дл€ "внутреннего использовани€ї. Ќаконец, можно рассматривать еврейскую традицию ("все, что сказано в “алмуде") как открытое нам в пророчестве (т.е., не как набор случайных мнений, возникших на пустом месте), и тем не менее допускать возможность ошибочных мнений, возникающих в ходе формировани€ и обсуждени€ этой традиции.

ћногие харедимные раввины требуют полной веры в авторитет мудрецов, как сформулировал представитель сектора "хареди" в —Ўј р. Ѕернард ¬айнбергер: "¬еликие »зраил€ обладают особым даром проникать в суть реальности и примен€ть алахические принципы. Ёта способность €вл€етс€ видом св€того духа (руахакодеш), граничащего с пророчеством. ќни должны €вл€тьс€ конечными и единственными судь€ми в вопросах еврейской общественной жизни и мировоззрени€ (ашкафа). ƒругие, даже знающие раввины, должны подчинить свою точку зрени€ им, демонстриру€ веру в ћудрецов (эмунатхахамим)"

ћатериал из ≈∆≈¬» » - EJWiki.org - јкадемической ¬ики-энциклопедии по еврейским и израильским темам

http://www.ejwiki.org/wiki/%D0%9E%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B8%D1%83%D0%B4%D0%B0%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B0_%D0%BA_%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%B5%D0%BF%D1%86%D0%B8%D0%B8_%22%D0%9D%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%88%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%22



¬се новости

 омментарии




Ќет комментариев






„тобы добавить сообщение, пожалуйста зарегистрируйтесь и/или войдите в систему.

√ƒ≈ ∆≈ —ѕ–ј¬≈ƒЋ»¬ќ—“№?

÷ентр ≈врейского –елигиозного ќбразовани€ Ђ“ора ми-÷ионї.
Ѕ. —пасоглинищевский пер, 10. “ел/факс (495) 980-24-94 .

.

ƒизайн и разработка - ≈вельсони€

AMCMS
–аботает на: Amiro CMS