|
1. Родина, которая всегда с тобой У строящегося переносного Храма, Мишкана, много важных свойств, и одно из них - служить национальным символом. Полное его название - "Обиталище Свидетельства" (мишкан hа-эдут), он - центральное хранилище памяти и духовности народа. В этом он как бы заменяет золотого тельца, и показательно, что народ с не меньшей охотой жертвует на него своё имущество: в следующей главе, Пкудей, мы найдём точные суммы, собранные у народа на постройку - 87730 шекелей золота, 301775 шекелей серебра, 212400 шекелей меди. Народу - в особенности кочевникам, ещё не обретшим свою землю - очень важна такая святыня. "Кто я?" "Такой-то, сын такого-то". "А к кому ты принадлежишь?" "К народу Торы". "А что вас объединяет?" Скажешь о Книге Завета - так она, во-первых, ещё не дописана и всё время меняется, а, во-вторых, что это за штука такая - народ Книги? (Это теперь, века спустя, понятие "народ Книги" стало привычным и понятным). Скажешь о Едином Боге - тебя спросят: а если твой Бог такой Единый, ведь он тогда и мой тоже, чего ты его себе присваиваешь? (Прошло немного времени, и мы поняли, что ответом на такой вопрос должно быть: "совершенно верно"! А вот про функцию еврея как энергоносителя внятно объяснять мы не умеем до сих пор).
У каждого народа должны быть корни. Пока народ кочует на пути к Родине - корни должны кочевать вместе с ним. Философ Давид Фришман (1859-1922) ввёл понятие портативной родины, родины, кочующей вместе с народом: он считал, что в эпоху двухтысячелетнего изгнания такой родиной служил Талмуд. Мы можем сказать, что в те, первые скитания ею был Мишкан.
2. Мудрые сердцем
Но Мишкан - нечто намного большее, чем просто символ.
Мы уже знаем, что мир, в котором мы живём, не ограничен материальным и видимым: мы не видим ни гравитации, ни электромагнитных волн, но чувствуем на себе последствия их существования. Точно так же все события, происходящие с нами, являются следствием нефизических процессов управления миром. Человек, созданный по Образу и Подобию Единого, имеет возможность участвовать в процессе Творения. Мишкан, по замыслу Единого, должен был служить для реализации метафизического взаимодействия земного и духовного мира, а еврейский народ должен был обеспечивать его работу. Отсюда такая точность в описании - похожая на точность спецификации какого-нибудь атомного реактора: 10 полотнищ, каждое 28 локтей на 4 локтя, на шатер Завета; 50 медных крюков, соединяющих полотнища шатра; 20 досок - южная стенка. 5 засовов из ствола акации для каждой стенки...
...И не только точность. На физическом плане гитара, сделанная на фабрике и гитара, сделанная мастером, выглядят и работают одинаково. Но любой гитарист скажет, что разница есть. А скрипки Страдивари? Почему через 270 лет после смерти мастера из Кремоны его скрипки продолжают звучать по-особому, хотя большая часть их деталей уже давно заменена?
На любом создании лежит отпечаток души создателя, и в любой вещи есть образ и подобие того, кто её создал. Если человек торопился, халтурил - это жалкий образ и жалкое подобие. И не всегда халтура обходится без последствий - ведь зачастую и на нас лежит отпечаток вещей, которые сделали мы. Оттого повелевает Моше: всякий мудрый сердцем среди вас придёт, и сделают они (вместе) всё, что повелел Единый (35,10); оттого - и все женщины, мудрые сердцем, ткали своими руками, и принесли сотканное (25).
В египетском рабстве евреи занимались строительством. Строительство - далеко не только физическая работа: требуются и инженеры, и чертёжники, планировщики, скульпторы, сантехники, дизайнеры интерьера и экстерьера... Этот перечень - не анахронизм: все эти искусства в той или иной степени в Египте существовали, и среди рабов, строивших города, должны были быть многие, кто владели ими. Кочующий Израиль должен был быть просто переполнен такими невостребованными специалистами, как переполнена ими община выходцев из Советского Союза в Израиле нынешнем. Но для строительства Мишкана не нужен был просто профессионал: чёрствый, чопорный и надменный, считающий, что наличие высшего образования делает его богоравным и наделяет его правом смотреть на своих собратьев, как Амон-Ра на червей земных. К строительству Мишкана допускались только мудрые сердцем: и Тора, её заповеди, во многом направлены именно на то, чтобы помочь человеческим сердцам набраться мудрости.
Рабби Нахман из Браслава говорил: "Если ты музыкант - будь музыкантом во Имя Бога, если механик - механиком во Имя Бога".
3. Метафизика материалов Храма
Метафизичность Мишкана видна и из списка материалов, требуемых для его строительства. Ровно семь разных видов материалов - по одному на уровень, и они перечислены по порядку от седьмого к первому в гл. 35, ст. 5-9: металлы, ткани, древесина, шкуры, масло, благовония, камни. Практически в каждой категории есть несколько элементов - например, металлы делятся на золото, серебро и медь; но мы попробуем понять связь основных категорий с метафизическими уровнями. Эта связь не прописана в Торе, которая всегда предпочитает практические указания теоретическим; но, как мы увидим, нам будет необходимо понять теорию для того, чтобы сделать практические выводы для нашего времени.
Первый уровень: камни. Камень символизирует землю, плотный материальный мир. Их антипод - Седьмой уровень: металлы. Металл, подобно камню, встречается в природе; но он обладает особой структурой, позволяющей ему проводить энергию - тепловую и электрическую. Владение металлом для человека - новая ступень реализации своего предназначения как со-творца мира. За каменным веком пришли бронзовый и железный.
Второй уровень: благовония. Второй уровень связан с ощущением, интуицией, настроением. Благовония - летучая субстанция, улавливаемая на расстоянии и создающая настроение. Их антипод - Шестой уровень: ткани. Шестой уровень - структурированная информация. Ткань - единственный из материалов Мишкана, тонкая структура которого создаётся человеческой рукой.
Третий уровень: масло. Третий уровень имеет отношение к энергетике, ритму событий, воле, желанию. Жертвоприношение - понятия третьего уровня, хотя процесс жертвоприношения охватывает все семь. Масло - концентрированный носитель энергии. Его антипод - Пятый уровень: шкуры. Как масло получается из растения простым силовым действием, так и шкура получается из животного простым силовым действием. Что такое пятый уровень? Управление. Кожа, внешняя оболочка - это то, что соединяет воедино части тела живого существа, превращая его в единую систему.
Наконец, четвёртый уровень: древесина. Четвёртый уровень - середина мироздания, место, где смыкаются верхний и нижний миры; место прямого взаимодействия. И, действительно, дерево - древний символ середины мироздания, встречающийся во всех мифологических и магических системах. Его верх - ветки, его низ - корни, они символизируют верхний и нижний миры. Светильник - менора - тоже имеет форму дерева; мы не удивимся, найдя и его на четвёртом уровне в этой главе.
Материалы перечислены в Торе в строгом порядке, по уровням, и уже это превращает наше понимание из бесплотной теории в реальную метафизику. Но нас ждёт ещё подтверждение.
4. Метафизика элементов Храма
Непосредственно после перечня материалов идёт подробный список элементов Мишкана. И опять он делится на семь пунктов! Опуская внутренние перечисления по каждому пункту, мы видим, по порядку: шатёр (сам Мишкан), ковчег ("сундук свидетельства"), стол, светильник (менора), алтари, двор (столбы, ворота и т.д.), колышки. И действительно все эти элементы соответствуют семи уровням!
Колышки - связь с землёй (первый уровень). Двор - создание атмосферы, ощущения, до входа в сам Мишкан (второй уровень). Алтари - процесс жертвоприношения (третий уровень). Менора - как и древесина, символ взаимодействия низа и верха (четвёртый уровень). Стол - "пульт управления" (пятый уровень). Ковчег - хранилище записанного договора-"свидетельства", информации (шестой уровень). Шатёр - основная идея Мишкана, то, ради чего всё сделано (седьмой уровень).
Мы видим, что Мишкан - во всех мелочах - является моделью Вселенной. По древнейшему принципу подобия он становится инструментом, позволяющем человеку взаимодействовать с миром на равных - выполняя предназначение, ради которого он создан Единым.
Таким образом, мы можем ожидать, что человек в Храме будет как бы восьмым уровнем из семи, предвестником Восьмого Дня Творения, в котором человек станет соавтором Единого. И действительно, после списка семи элементов Храма фигурирует восьмой: одеяние Великого Коэна!
5. Храм как фрактал
Еврейский (не называть же его "польским", "французским", "американским" из-за того, что он подолгу жил в этих странах!) математик Б.Б. Мандельброт (р. 1924) ввёл в современной науке понятие фрактала - системы, каждая часть которой является уменьшенной копией всей системы. Каждая часть этой части, в свою очередь, тоже повторяют всю систему.
Мы можем увидеть, что Мишкан является таким фракталом. Стоит нам вглядеться в любой из уровней его, и он тут же сам раскладывается на те же семь уровней. Детализация в тексте Торы не всегда полная, иногда - схематичная; но принцип сохраняется свято.
Например, шатёр (седьмой уровень Мишкана) раскладывается как сама палатка, крышка, крюки, доски, засовы, столбы, подпорки (35,11). Легко увидеть, что это - те же семь уровней с седьмого до первого.
Но тут возникает вопрос: для чего всё это нам? Ведь Тора - не учебник высшей математики, которую хочешь - учи, хочешь - не учи! Она, вроде бы, должна давать нечто необходимое всем читающим её!
Через строение Мишкана, среди прочего, Тора учит нас решать наши проблемы. Любую сложную ситуацию можно разложить по семи уровням. Например, у человека проблема с деньгами. Или с партнёром. Или с работой. Или с детьми. Что делать?
Рассматриваем первый уровень - конкретику. Изучаем ситуацию. Переходим ко второму - ощущения. Что я чувствую по отношению к ситуации? Что чувствуют остальные её участники? К третьему: Какие варианты развития существуют у ситуации? А чего бы я хотел от неё? К четвёртому: какие взаимодействия мне предстоят? Что я решаю по отношению к ним? Как я отношусь к теми, с кем взаимодействую? К пятому: как управляются события, о которых идёт речь? Какое участие я готов в этом принять? За что согласен принять ответственность? Затем к шестому: какова общая структура ситуации? На чём базируются мнения её участников? Во что верю я сам относительно этой ситуации, и насколько эта вера может измениться в зависимости от поведения других участников? И, наконец, к высшему - седьмому. Какую роль в ситуации играет Бог? Если Он - повсюду, значит, он - тоже участник ситуации. Что бы я хотел попросить у Бога как основного моего партнёра в данной ситуации, считая, что всё, кроме собственно меня, напрямую контролируется Им? А что я сделаю сам?
При всей кажущейся схематичности этого метода, он действует безотказно. Если же на каком-то уровне возникает сложность, вступает в действие принцип фрактала: любой из семи уровней можно разложить ещё на семь, и каждое разбиение, хотя и удлинит работу над проблемой, должно облегчить эту работу.
Эли Бар-Яалом
http://imenno.livejournal.com/115258.html
|