Лауреата Нобелевской премии в области физики, Изидора Раби, однажды спросили, почему он стал ученым. Он ответил: "Моя мама сделала меня ученым, не подозревая об этом. Всех детей, приходящих домой из школы, родители спрашивали: "Что ты сегодня выучил?" А моя мама спрашивала меня: "Изя, ты задал сегодня хороший вопрос?" Вот в этом вся суть. Задавая хорошие вопросы, я стал ученым".
Иудаизм - религия вопросов. Величайшие пророки задавали вопросы Всевышнему. Уроки равов начинались с вопросов учеников. Пасхальный седер начинается с четырех вопросов, которые задает младший ребенок в семье.
Вопрос - это выражение веры в то, что вселенную можно понять разумом и в то, что человеческая жизнь наполнена смыслом. Спрашивать значит верить, что есть ответ. Тот факт, что на всем протяжении человеческой истории люди посвящали свои жизни расширению границ познания, демонстрирует неугомонность человеческой души и ее постоянное желание переступать пределы, подниматься все выше и выше.
Вопросы не исключают веру, вопросы свидетельствуют о вере - о том, что миром не правит случайность, что вселенная во многом подвластна нашему пониманию, что жизнью правит не случай.
Вот почему, я думаю, иудаизм поощряет вопросы. В Торе сказано, что Всевышний создал человека "по образу и подобию своему". Раши комментирует: "Это значит со способностью понимать и разгадывать".
Критический ум - это дар Всевышнего человечеству. Использовать его достойно - один из способов служить Всевышнему. Если вера пресекает вопросы - она умирает. Если она принимает мнимые вопросы, она увядает.
р. Йонатан Сакс
http://www.aish.com/sp/ph/68197797.html
|