1. Постановили наши мудрецы, чтобы во все восемь дней, начиная с 25-го Кислева, днями радости и чтения Галлеля и чтобы в эти дни зажигали вечером свечи у входа в дома – каждую ночь из этих восьми ночей, чтобы показать и провозгласить это чудо. И эти дни называют Ханука, что происходит от ивритских слов «хану кг» (то есть: «получили покой 25-го числа»), поскольку 25-го числа перестали притеснять их враги их; и еще потому, что в эти дни сделали евреи освящение Храма («освящение» на иврите – ханука), поскольку враги осквернили его. (Из-за этого некоторые говорят, что заповедь требует устраивать в Хануку несколько более обильную трапезу.) И еще эти дни называются Ханука потому, что в эти же дни было завершено строительство Храма (и произошло его освящение, ханука).
Каждый должен рассказывать своим домочадцам о тех чудесах, которые сотворил Б-г отцам нашим в эти дни. Но тем не мене устраиваемая в эти дни трапеза не является заповеданной трапезой, если за ней не произносятся гимны и восхваления. И в дни Хануки стараются побольше давать милостыни, поскольку эти дни особенно подходят для того, чтобы исправить душевные изъяны посредством давания милостыни; в особенности стараются давать милостыню беднякам, занимающимся изучением Торы, чтобы поддержать их.
2. В дни Хануки не постятся. Но в день перед Ханукой и в день после Ханукии разрешается поститься и оплакивать умерших.
3. В Хануку разрешено выполнять работу. Однако принято, чтобы женщины не занимались никакой работой все то время, пока в доме горят свечи, и не следует разрешать им не следовать этому обычаю.
4. Все виды масла кошерны для ханукальных свечей. И тем не менее самый лучший вариант выполнения этой заповеди – взять оливковое масло, как было в Храме, где чудо произошло тоже через оливковое масло. Если же оливкового масла не достать, следует выбрать другое масло, дающее чистое пламя, или восковые свечи, пламя которых также чисто.
5. В нашей стране распространился обычай выполнять заповедь зажигания ханукальных свечей, как делают «лучшие из лучших», то есть каждый из членов семьи зажигает свой светильник: в первую ночь – одну свечу, во вторую – две свечи и т.д., добавляя по одной, вплоть до восьмой ночи, когда зажигают восемь свечей. И нужно следить, чтобы каждый из зажигающих ставил свои свечи в специальное место, чтобы было видно, сколько свечей сегодня зажигают. И не следует ставить свечи туда, куда их ставят в остальные дни года, чтобы сразу было заметно, что это – именно ханукальные свечи.
6. Заповедь требует зажигать ханукальные свечи около выхода на улицу, чтобы возвестить чудо; и во времена Мишны и Гемары так и поступали. В наше же время, когда мы живем среди неевреев, каждый зажигает свечи в том доме, в котором он живет. Если какое-то из окон этого дома выходит на улицу – следует зажигать на этом окне; если же нет, то зажигают у входа.
7. Время зажигания свечей – сразу после выхода звезд; и не следует опаздывать. И запрещено заниматься чем бы то ни было, пока не зажжены свечи, даже изучением Торы; только в случае, если человек еще не прочел вечернюю молитву, ему следует сначала прочесть ее, а потом зажечь ханукальный светильник. И перед тем как зажигать светильник, следует собрать всех домочадцев, чтобы произвестить им чудо. И нужно налить в светильник столько масла, чтобы оно горело по меньшей мере полчаса.
Если же человек не зажег вовремя свечи, он имеет право зажечь их, произнося благословение, все время, пока домочадцы его не спят; но после того как они заснули, зажигание свечей больше не возвещает им о чуде, и поэтому следует зажечь светильник без благословения. Если у человека не будет времени, чтобы зажечь свечи ночью, он может сделать это все время после Плаг Минха, то есть за час с четвертью до выхода звезд, что, согласно продолжительности светового дня, составляет временной час.
8. Вот порядок зажигания ханукальных свечей по нашему обычаю: в первую ночь зажигают одну свечу напротив правой руки зажигающего, а во вторую добавляют к ней одну свечу слева от первой; и так во всякую ночь добавляют по одной свече слева. Ту свечу, которая добавлена, зажигают первой, а затем зажигают следующие, слева направо.
9. В первую ночь Хануки перед зажиганием свечей необходимо произнести три благословения: «…зажигать ханукальный светильник», «…Который сделал чудеса…» и благословение Времени (шеэхейану); в остальные же ночи благословение Времени не произносится.
10. Согласно Галахе, «заповедь выполняется при зажигании», то есть заповедь состоит именно в том, чтобы зажечь ханукальный светильник. И принято запрещать себе зажигать одну свечу от другой, а пользоваться для зажигания специальной свечей - шамашем - или любой другой свечой.
11. Все время, пока свечи должны гореть, то есть полчаса, запрещено пользоваться их светом. И поэтому принято ставить возле них специальную свечу - шамаш, с помощью которого зажигали ханукальные свечи – для того чтобы, если придется что-то делать при свете свечей, пользоваться именно светом шамаша. И нужно ставить его чуть выше остальных свечей, чтобы было видно, что он – не из их числа.
12. В синагоге также зажигают свечи, чтобы произвестить чудо, и произносят на них благословение. И ставят их у южной стены, и зажигают между Минхой и вечерней молитвой. И зажигающий свечи в синагоге не выполняет этим обязанность зажигать ханукальные свечи и должен еще раз сделать это дома.
13. Женщины тоже обязаны зажигать ханукальные свечи, поскольку и для них также было совершено это чудо. И женщина имеет право зажечь ханукальные свечи для всей своей семьи. Несовершеннолетний, достигший того возраста, когда его можно воспитывать, также обязан зажигать ханукальные свечи.
14. Если человек находится в своем городе, но в чужом доме, ему следует вернуться домой и зажечь ханукальные свечи дома.
Источник: Кицур «Шулхан арух»
|